Потребители закупают непродовольственные товары впрок
Повседневные потребительские расходы в январе 2015 года снизились на 22% по сравнению с декабрем 2014 года, что можно расценивать, как нормальное сезонное снижение. Подобная тенденция наблюдалась и в январе 2014 года.
По сравнению с январем 2014 года номинальные повседневные расходы в январе 2015 выросли на 15%, что едва покрывает (на 1%) темп роста потребительских цен. При этом расходы на покупку продуктов питания увеличились на 1%, а в реальном выражении снизились почти на 15%. Потребители возобновили «жесткую» оптимизацию своей продовольственной корзины. Однако расходы на покупку непродовольственных товаров повседневного спроса выросли сразу на 35% в номинальном или на 15 – 20% в реальном выражении. В ожидании дальнейшего роста цен многие потребители стали закупать непродовольственные товары впрок.
Доля расходов на покупку продуктов питания в повседневной корзине (без крупных расходов и оплаты услуг) в январе 2015 года опустилась до минимального значения за весь семилетний период наблюдений – 52%.
Наиболее значительный годовой рост повседневных расходов был зафиксирован в городах с населением от 100 до 450 тысяч жителей – более 30% в номинальном и 15% в реальном выражении. В Москве и в городах с населением свыше 500 тысяч жителей номинальный годовой рост составил 20-22%, реальный – 6-7%. В Санкт-Петербурге и других города-миллионниках номинальный годовой рост находился в пределах 3-6%, а реальное потребление сократилось на 7-10%.
Начало 2015 года не принесло хороших новостей ни в вопросе ослабления международной напряженности, ни в вопросе макроэкономических индикаторов. К концу января цена на главный экспортный ресурс России опустилась ниже 50 долларов за баррель нефти. Общее снижение цены на нефть с августа по январь превысило 50%. Номинальные значения нефтяных котировок немного превышают значения начала 2009 года, а с учетом накопленной инфляции (в долларах 2009 года) находятся на том же уровне и даже ниже.
По итогам 2014 года общая потребительская инфляция составила 11,4% (по данным Ростстата). Цены на продукты питания выросли в среднем на 15%, только за январь 2015 года общая потребительская инфляция составила почти 4%, а цены на продукты питания выросли почти на 6%. Такой высокой инфляции в нашей стране не было 15 лет.
Как и предполагали аналитики и непосредственные участники рынков (производители, розница) за краткосрочным декабрьским бумом продаж товаров длительного пользования (автомобили, крупная бытовая техника) последовал продолжительный спад. Итоги января еще не обнародованы, но прогнозы большинства участников весьма пессимистичны. Оценки глубины падения продаж в первом полугодии 2015 года колеблются от оптимистичных 20-25% до пессимистичных 50-70%.
По данным исследовательского холдинга Ромир, расходы на покупку продуктов питания в январе 2015 года выросли в номинальном выражении на символический 1% по сравнению с январем минувшего 2014 года. С учетом годовой продовольственной инфляции (17%) реальное потребление продуктов питания в январе 2015 года снизилось на 15% по сравнению с январем 2014 года. По сравнению с прошлым годом покупки непродовольственных товаров в номинальном выражении выросли на 35%, а в реальном выражении – от 10 до 20%. В ожидании дальнейшего роста цен на товары этой категории потребители начали делать закупки впрок, провоцируя дальнейшее повышение цен.
По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе панели домашних хозяйств *Romir Household Panel, в январе 2015 года повседневные потребительские расходы снизились в номинальном выражении на 22% по сравнению с декабрем 2014 года. Таким же стремительным было снижение повседневных расходов в январе прошлого года, однако в январе 2010 и 2012 года сезонное снижение расходов находилось в пределах 12-15%, а в 2009 году на отметке 20%.
Расходы на покупку продуктов питания снизились в январе 2015 года сразу на 30% по сравнению с декабрем 2014 года и опустились к номинальному уровню предсанкционного июля 2014 года. По всей видимости, основные покупки к новогоднему столу были совершены еще в конце декабря. Доля расходов на покупку продуктов питания в повседневной корзине (без учета крупных покупок и оплаты услуг) снизилась с декабрьских 59% до 52%, что демонстрирует самый низкий уровень за весь период наблюдений Ромир. Предыдущая минимальная отметка (54%) был зафиксирована в июле 2012 года.
По сравнению с январем прошлого года повседневные расходы в номинальном выражении выросли на 15%, что превышает уровень общей потребительской инфляции, оцениваемой Росстатом в 13% в годовом выражении.
Рост реальных повседневных расходов в годовом выражении исследовательский холдинг Ромир фиксирует третий месяц подряд. В предыдущий раз подобная тенденция была зафиксирована с июля по сентябрь 2013 года, с октября по апрель 2014 года, а также в сентябре 2014 года наблюдалось снижение повседневных расходов на 1-4%, а реальных на 7-11% в годовом выражении. С мая по июль 2014 года был зафиксирован рост номинальных расходов на 4-6%. С поправкой на инфляцию в этот период можно отметить снижение реального объема потребления в пределах 1,5-3% (см. График 1).
Столь значительное снижение потребления стало результатом оптимизации продовольственной корзины потребителями. Очевидно, что такая экономия могла быть достигнута благодаря переключениям больших групп потребителей на более дешевые товары как внутри одной и той же категории, так и между категориями. Кроме того, потребители сокращали объемы покупок подорожавших продуктов питания, а то и вовсе отказывались от приобретения деликатесов. Опросы, проведенные исследовательским холдингом Ромир в 2014 году, подтверждают, что потребители стараются разными способами оптимизировать траты на продукты питания.
График 1. Номинальные и реальные темпы роста повседневных расходов в январе 2008 – январе 2015 года.
Источник: исследовательский холдинг Ромир
Благодаря высокому спросу на непродовольственные товары в январе 2015 года их доля в повседневной корзине (без учета крупных покупок и оплаты услуг) возросла до небывалого максимума – 48%. В январе 2014 года и в январе 2009 года доля непродовольственных товаров в корзине составляла 40%.
За три года (с января 2012 года) номинальный рост повседневных расходов составил 23%, что ниже показателя инфляции потребительского рынка (28%) на пять процентных пунктов. За пять лет (с января 2010 года) номинальный рост повседневных расходов составил 61%, что выше инфляции потребительского рынка (48%) на 13 процентных пунктов. Таким образом, с января 2010 года рост повседневного реального потребления составил 8-10%.
Города
В Москве индекс потребительской активности в январе 2015 года снизился на 25% по сравнению с показателями декабря 2014 года. В прошлом году (а также в 2009) показатель находился на отметке 27%. В 2013 году расходы снизились на 23% по отношению к декабрю, а в 2012 году только на 21%.
В сравнении с январем 2014 года повседневные расходы выросли в Москве на 22%, обогнав и общую потребительскую инфляцию, и продовольственную инфляцию на несколько процентных пунктов. За пять лет (с января 2010 года) повседневные расходы в Москве выросли в номинальном выражении без малого на 60%. Что на 8% или 12 процентных пунктов выше потребительской инфляции, накопленной за пятилетку.
В Санкт-Петербурге повседневные расходы в декабре 2014 года выросли по сравнению ноябрем на 31%, что демонстрирует самый высокий рост за весь период наблюдений Ромир. Однако уже в январе 2015 года снижение расходов составило 28% по сравнению с декабрем минувшего года, что также фиксирует значительное снижение расходов за последние четыре года. По сравнению с январем 2014 года повседневные расходы в северной столице выросли всего на 2% в номинальном выражении. За пять лет (с января 2010 года) номинальный рост повседневных расходов в Петербурге составил 75%, реальный – 18%.
В городах с населением свыше миллиона жителей повседневное потребление в январе 2015 года снизилось на 22% по сравнению с декабрем 2014 года, что говорит о значительном снижении январского потребления за весь период наблюдений. Обычно январский спад расходов колебался от 8 до 18%. За год повседневные расходы в городах-миллионниках выросли на 5% в номинальном выражении, что ниже инфляции потребительского рынка в два раза. В реальном выражении спад повседневных расходов составляет 7%. За пять лет (с января 2010 года) номинальные повседневные расходы в этих городах выросли в среднем на 61%.
В городах с населением свыше 500 тысяч жителей повседневные расходы в январе 2015 года снизились по сравнению с декабрьскими показателями на 17%, что демонстрирует обычное сезонное снижение. За год (с января 2014 года) повседневные расходы выросли в этих типах городов на 20%, обогнав потребительскую инфляцию на 6-7 процентных пунктов. За пять лет (с января 2010 года) номинальный рост расходов составил 62%.
В городах с населением 100-500 тысяч жителей повседневные расходы в январе 2015 года снизились по сравнению со значением декабря 2014 года на 25%, год назад аналогичное снижение составило 33%. С января 2014 года рост повседневных расходов составил 31%, что в два раза больше потребительской инфляции. В реальном выражении рост расходов составил 15% за год. За три года (с января 2012 года) номинальный рост расходов в городах такого типа превысил 70%, а реальный (с поправкой на инфляцию потребительского рынка) – 30%.
Доходные группы
Потребители с доходами ниже среднего уровня в январе 2015 года снизили повседневные расходы по сравнению с декабрем 2014 года на 19%. В 2014 году сезонное снижение расходов в этой потребительской группе составило 24%, в 2013 – 21%, а вот в 2012 – только 7%. По сравнению с январем 2014 года расходы у этих потребителей возросли на 17%, что немного выше инфляции потребительского рынка.
За три года (с января 2012 года) повседневные расходы этой группы потребителей в номинальном выражении выросли только на 15%, что уступает показателю потребительской инфляции, накопленной за этот период почти в два раза. Это означает, что реальные повседневные расходы за три года снизились примерно на 10%. За пять лет (с января 2010 года) рост номинальных расходов в этой группе составил 48%, что соответствует показателю инфляции за данный период по оценке Росстата. Можно сказать, что повседневное потребление у граждан с доходами ниже среднего уровня в январе 2015 года вернулось на уровень пятилетней давности.
У потребителей со средним уровнем доходов повседневные расходы в январе 2015 года снизились по сравнению с декабрем 2014 года на 20%. По сравнению с январем 2014 года повседневные расходы у этой группы потребителей выросли на 20%, обогнав инфляцию потребительского рынка в 1,5 раза. С поправкой на инфляцию реальное повседневное потребление у этой группы возросло на 5% за год.
За три года (с января 2012 года) номинальный рост расходов в этой группе составил только 18%, что ниже инфляции потребительского рынка почти в два раза. На этом временном интервале можно говорить о снижении реального повседневного потребления на 7%. За пять лет (с января 2010 года) повседневные расходы среднего класса в номинальном выражении выросли на 51%, что превышает потребительскую инфляцию, накопленную за этот период всего лишь на 3-4 процентных пункта. Рост реальных расходов по сравнению с январем 2010 года можно оценить в пределах 2%.
У потребителей с доходами выше среднего уровня, повседневные расходы в январе 2015 года снизились по сравнению со значениями декабря на 23%. За год повседневные расходы обеспеченных потребителей выросли только на 11%, уступив потребительской инфляции три процентных пункта. В реальном выражении потребление в этой группе сократилось на 2%.
За три года (с января 2012 года) повседневные расходы этой группы потребителей в номинальном выражении выросли только на 12%, уступив инфляции в два раза. Снижение реальных расходов по сравнению с январем 2012 года составило 13%.
За пять лет (с января 2010 года) повседневные расходы обеспеченных потребителей выросли на 57%, обогнав инфляцию потребительского рынка на девять процентных пунктов. Рост потребления в реальном выражении за пять лет составил в данной группе 6%.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Household Panel основана на данных потребления 10000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 988 60 81
pressa@romir.ru