В январе 2015 года индекс «Кофе с молоком» опустился до минимальных показателей
В январе 2015 года индекс «Кофе с молоком» (КсМ) снизился на рекордные 13% по сравнению со значением декабря 2014 года и составил 808 пунктов. Снижение произошло из-за значительного сокращения объемов приобретения воды, кофе и шоколада. По сравнению с январем 2014 года индекс КсМ Ромир вырос на 12% за счет роста цен на молоко, кофе и шоколад, а также за счет увеличения потребления шоколада на 10%.
В Москве индекс «Кофе с молоком» за год прибавил сразу 28%. В других крупных городах индекс «Кофе с молоком» вырос всего лишь на 5% за год, и на 14% за три года, что значительно уступает инфляции потребительского и продуктового рынков и свидетельствует об очень «жесткой» оптимизации повседневных потребительских расходов россиян.
Индекс «Кофе с Молоком» (КсМ), рассчитывается, как и уже ставший традиционным Индекс потребительской активности (ИПА), на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме он-лайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 10 000 участников скан-панели в 32 городах России с населением от 100 тыс. жителей.
Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться «от хорошей жизни», в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством.
Таким образом, ингредиенты индекса «Кофе с Молоком» являются, по сути, элементарным набором «простых удовольствий». Примечательно, что ценовой показатель «Кофе с Молоком» в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс «Кофе с Молоком» является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.
Столь значительное снижение индекса в январе 2015 года было обусловлено в первую очередь снижением объемов покупок (в натуральном выражении) всех продуктов, входящих в индекс (см. Гистограмму 1). Покупки бутилированной воды снизились по сравнению с минувшим декабрем на 21%, кофе и шоколада – на 17%, молока – на 4%. На спад показателей индекса оказало влияние снижение средней реальной цены шоколада на 11% в сравнении с декабрьскими значениями. Цены на молоко и кофе за месяц выросли на 3%, на бутилированную воду – на 15%.
Гистограмма 1. Снижение показателей индекса «Кофе с молоком» в январе по сравнению со значением декабря предыдущего года (%).
Источник: Romir Scan Panel, январь 2015 года
За год (по сравнению с январем 2014 года) индекс «Кофе с молоком» увеличился на 12%, что демонстрирует высокие показатели роста за последние четыре года. В 2010 и 2011 году темпы роста индекса КсМ Ромир были выше (см. Гистограмму 2).
Гистограмма 2. Годовые темпы роста индекса «Кофе с молоком» в январе 2015 года по сравнению со значениями января предыдущего года. В %.
Источник: Romir Scan Panel, январь 2015 года
Средняя реальная цена приобретения бутилированной воды выросла за год на 2%, это весьма скромный результат. Бутилированная вода не входит в список продуктов первой необходимости, поэтому заменить ее фильтрованной или попросту кипяченой не составит труда. В связи с этим производители и розница ограничены в возможности поднимать цену на данный продукт в условиях снижения потребительской активности. Тем более что обосновать рост цен на воду достаточно сложно: валютная составляющая в себестоимости производства бутилированной воды ничтожна.
Средняя реальная цена приобретения молока выросла за год на 14% и составила 46 рублей 46 копеек за литр в январе 2015 года. Высокие темпы роста цен на молоко сохраняются в течение двух лет. Весной – летом 2014 года эти показатели достигали отметки в 20-22%, а в 2010-2012 годах они держались в пределах 3-5% годовых. Средняя реальная цена приобретения кофе за год выросла на 15%, а шоколада – на 19%.
Объемы приобретения продуктов индекса в натуральном выражении по сравнению с январем 2014 года изменились разнонаправлено. За год объемы потребления сладкого антидепрессанта увеличились на 11%. Данная тенденция подтверждает старую теорию (времен Великой Депрессии в США 30-х гг. ХХ века), что в период экономических потрясений растет спрос на помаду и шоколад. За год на 14% сократились объемы покупок воды. Однако объемы потребления кофе и молока за этот период практически не изменились.
За три года (с января 2012 года) индекс КсМ Ромир вырос на 15%, что в два раза уступает показателям инфляции потребительского рынка. Разрыв между ростом индекса и увеличением цен свидетельствует о том, что оптимизация потребительской корзины и экономия на повседневных покупках – это не только праздные разговоры или жалобы, но и отражение реальных действий потребителей, которые активно переключаются на покупку более дешевых продуктов, торговых марок. За пять лет (с января 2010 года) индекс КсМ Ромир вырос на 40%, что ниже показателя инфляции потребительского рынка на 8 процентных пунктов (48% за пять лет).
В Москве индекс «Кофе с молоком» в январе 2015 года снизился на 11% по сравнению с декабрем прошлого года, до отметки 988 пунктов. В январе 2013 года снижение показателей к декабрю 2012 года составляло 12%, а в январе 2014 года – 14%. Снижение показателей было обусловлено сокращением натуральных объемов приобретения на 10-15% всех продуктов, составляющих индекс. В Москве за месяц было зафиксировано снижение средней реальной цены приобретения шоколада на 5%, однако цены на молоко и воду выросли на 6%.
За год (с января 2014 года) индекс КсМ Ромир в Москве вырос на 28%. Такой высокий показатель был зафиксирован впервые за весь период наблюдений Ромир. Годовой рост показателей индекса в Москве объясняется ростом реальных цен приобретения продуктов, входящих в индекс. Молоко подорожало на 14%, вода – на 16%, шоколад – на 20%, кофе – на 22%. Также был зафиксирован рост объемов потребления данных продуктов: молока – на 15%, воды – на 6%, шоколада - на 17%, и только покупки кофе снизились на 3%.
За три года (с января 2012 года) индекс «Кофе с молоком» вырос в Москве на 22%, что уступает инфляции потребительского рынка, накопленной за этот период. За пять лет (с января 2010 года) показатель индекса увеличился на 31%, что значительно уступает инфляции, накопленной за пятилетку (48%).
В других крупных городах страны индекс КсМ Ромир в январе текущего года снизился по сравнению с декабрем 2014 года на 14%, что демонстрирует значительное снижение показателей за весь период наблюдений Ромир. Ранее аналогичные показатели не превышали отметок 6-8%. Спад показателей индекса произошел из-за снижения объемов потребления бутилированной воды на 27%, а кофе и шоколада – на 18%.
За год (с января 2014 года) индекс «Кофе с молоком» вырос в крупных городах страны в среднем только на 5%. Это один из самых низких показателей темпов роста за последние годы.
Рост индекса КсМ Ромир в крупных городах произошел за счет увеличения средней цены на шоколад на 18%, а также за счет увеличения объемов покупок продукта на 8% в натуральном выражении. На 11% произошло увеличение цены на кофе, покупки продукта выросли на 2%, а расходы – на 15%. Номинальные расходы на покупку молока выросли на 3% за год в рублях. Цена на бутилированную воду снизилась на 9%, а натуральные объемы покупок – на 23%. В результате в январе 2015 года жители крупных городов потратили на бутилированную воду на 39% меньше средств, чем в январе 2014 года.
За три года (с января 2012 года) индекс «Кофе с молоком» вырос в крупных городах на 12%, при инфляции потребительского рынка в 28%, что свидетельствует о «жесткой» оптимизации продуктовой корзины потребителей последние три года. За пять лет (с января 2010 года) индекс КсМ Ромир в крупных городах вырос на 46%, что почти соответствует уровню потребительской инфляции.
*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10 000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 988 60 81