Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

587 рублей потратил в январе 2015 года среднестатистический российский горожанин на один поход в магазин

В январе 2015 года средний чек предсказуемо снизился на 13% по сравнению с декабрем 2014 года и составил 587 рублей. В январе 2014 года снижение среднего чека к декабрьским показателям составило 17%, а в январе 2013 года – 14%. Таким образом, наблюдается обычное сезонное снижение показателей.

Индекс «Среднего чека», как и другие индексы - потребительской активности (ИПА) и «Кофе с Молоком» (КсМ) - рассчитывается основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Информация о покупках, поступающая в режиме онлайн от 10 000 покупателей в городах с населением от 100 тысяч человек, позволяет видеть не только категории и объем товаров повседневного спроса, которые покупают россияне, но отслеживать динамику затрат горожан в абсолютном (денежном) и процентном выражении.

По сравнению с январем 2014 года средний чек вырос на 17% - это самый высокий показатель годового роста за последние четыре года. В 2009 и 2010 годах показатель роста находились на отметке 40 и 30% соответственно, это происходило за счет увеличения объемов покупок в натуральном выражении. Темпы годового роста среднего чека в январе немного превысили показатели инфляции потребительского рынка (13-14% за год) и практически совпали с инфляцией продовольственного рынка (15-17% за год). Это свидетельствует о том, что средний чек увеличивается в основном из-за роста цен на продукты и товары повседневного спроса.

В январе текущего года в Москве средний чек снизился на 13% по сравнению с декабрем и вырос на 18% по сравнению с январем 2014 года. За пять лет (с января 2010 года) средний чек в Москве вырос на 42%, что немного ниже инфляции потребительского рынка.

Если говорить о различиях среднего чека в регионах России, то самый значительный спад показателей был зафиксирован в Сибирском Федеральном округе – 15%. В Приволжском регионе средний чек упал на 12% и составил 490 рублей. В Северо-западном ФО стоимость среднего похода в магазин снизилась также на 12%. В январе 2015 года во всех регионах был зафиксирован спад показателей среднего чека (см. Карту 1).

 

Карта 1. Показатель среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к декабрю 2014 года.

Показатель среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к декабрю 2014 года.

Источник: Romir Scan Panel, январь 2015

В городах с населением более миллиона жителей средний чек в январе 2015 года упал на 13% по сравнению с декабрем минувшего года, однако годовые показатели не были столь значимы – всего 12% роста, что ниже уровня потребительской инфляции. За пять лет (с января 2010 года) в городах-миллионниках средний чек вырос лишь на 28%.

В городах с населением свыше 500 тысяч жителей снижение показателей не произвело революцию на потребительском рынке – всего 9%. Годовой рост к январю прошлого года показал скромные результаты – 5%, что значимо ниже уровня инфляции. Такой небольшой рост говорит о том, что средний объем покупки в этих городах снизился в натуральном выражении. За пять лет рост среднего чека составил 24%. 

В городах с населением 100-500 тысяч жителей средний чек в январе 2015 года уменьшился на 13%, сравнявшись с результатами Москвы и городов-миллионников. Рост по сравнению с январем 2014 года показал впечатляющие 30%, что превышает показатель инфляции потребительского рынка в два раза. Увеличение годового роста говорит о том, что средний размер покупки в этих городах значительно вырос, а также увеличился объем расходов в стоимостном выражении в этих городах на 31% (см. Индекс потребительской активности, январь 2015).

В гипермаркетах средний чек снизился по сравнению с декабрем на 16% до 1133 рублей, за год рост среднего чека в гипермаркетах составил 6%. За пять лет средний чек в гипермаркетах вырос только на 6%. Столь незначительный рост при показателях инфляции в 50%, накопленной за пять лет, свидетельствует о том, что россияне стали чаще посещать гипермаркеты.

В супермаркетах снижение среднего чека к декабрю составило 8%, годовой рост – 9%, до 480 рублей. За пять лет средний чек в супермаркетах вырос на 32%.

В дискаунтерах снижение среднего чека к декабрю 2014 года составило 4%, годовой рост – 23%, до 430 рублей. За пять лет средний чек в дискаунтерах вырос на 21%.

В магазинах, торгующих через прилавок, средний чек в январе 2015 года снизился к декабрю 2014 года на 13%, до 373 рублей, годовой рост составил 11%. За пять лет средний чек в магазинах, торгующих через прилавок, вырос на 83%, значительно обогнав инфляцию потребительского рынка. Таким образом, объемы разовых покупок в магазинах этого формата значительно выросли за последние пять лет.

 

Диаграмма 1. Рост показателя среднего чека за пять лет в магазинах различных форматов (%).

Рост показателя среднего чека за пять лет в магазинах различных форматов (%).

Источник: Romir Scan Panel, январь 2015

 

 

*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10 000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81, pressa@romir.ru

 

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены