Снижение реальных доходов населения в первом квартале 2015 года на 6-9% по сравнению с аналогичным периодом 2014 привело потребителей в состояние глубокого уныния. Резко снизилась доля семей, совершавших различные крупные покупки на протяжении прошедшего полугодия. Восстановления потребительского оптимизма в ближайшие полгода, вероятно, не предвидится. Более половины респондентов крупных покупок на ближайшие шесть месяцев не планируют, разве что готовы потратиться на одежду и ремонт квартир.
В марте текущего года исследовательский холдинг Ромир в ходе очередного всероссийского опроса поинтересовался у респондентов, какие крупные расходы были совершены в их семьях за последние 6 месяцев и какие планируются на следующее полугодие. Аналогичные вопросы задавались в 2011-2014 гг.. Во всероссийском опросе приняли участие 1500 человек в возрасте от 18 лет старше, проживающие в городах и сельской местности, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое население России.
Минувшее полугодие (с октября 2014 по март 2015) в экономическом отношении оказалось в России самым непростым за несколько последних лет. Прекращение внешнего финансирования, атака на рубль, завершившаяся его почти двукратной девальвацией, просчеты в кредитно-финансовой сфере, сокращение поставок импортного продовольствия привели к ускорению темпов роста потребительских цен до 16-19% в годовом выражении.
Номинальные же доходы населения выросли за год в среднем всего на 9%. При этом у многих россиян номинальные доходы не выросли вовсе. В результате реальные доходы населения в 1 квартале 2015 года оказались на 6-9% ниже уровня 1 кв. 2014 года. Снижение реальных доходов населения в квартальном выражении произошло впервые за последние 15 лет. Даже в 2009 году динамика реальных доходов (благодаря государственной политике поддержки бюджетников и пенсионеров) находилась возле нулевых отметок. А последнее резкое сокращение реальных доходов население нашей страны переживало осенью 1998 и в 1999 году.
Безусловно, это не могло не сказаться на потребительских настроениях и реальном поведении в отношении крупных покупок. Потребительская активность на всех крупных рынках, кроме рынка автомобилей и крупной бытовой техники и электроники, резко снизилась (см. Диаграмму 1).
Почти 40% участников исследования заявили, что в прошедшие 6 месяцев их семьи не совершили ни одной крупной покупки или траты. При предыдущем замере (в сентябре 2014) доля семей, не совершавших крупных расходов за полугодие, была в 1,5 раза ниже – 27%. А в 2011 году доля таких семей едва превышала 20%.
Диаграмма 1. Крупные расходы в 2011-2015 гг.. (%).
Источник: Холдинг Ромир, март 2015
Более половины (53%) респондентов заявили, что не планируют крупных расходов и в следующие 6 месяцев. Из года в год доля не планирующих крупные расходы в следующем периоде превышает долю, не совершавших крупных трат в предыдущие 6 месяцев на 7-12 процентных пунктов. Это связано с тем, что часть крупных расходов, таких как оплата экстренных медицинских услуг, ремонт автомобиля, замена крупной бытовой техники, покупка мобильного телефона и украшений носит не запланированный характер. Но еще ни разу за последние пять лет доля семей, собирающихся воздержаться от крупных покупок в течение полугодия, не превышала 45%.
Диаграмма 2. Что купили за предыдущие 6 месяцев и что собираются приобрести в следующие 6 месяцев (%).
Источник: Холдинг Ромир, март 2015
Одежда
Как и в предыдущие годы наиболее «массовой» крупной покупкой полугодия стало приобретение одежды и обуви. Но если в 2014 году такие покупки сделали 45% семей, то за отчетный период – только 17%. Это недвусмысленно свидетельствует в пользу того, что потребительский выбор на рынках одежды и обуви резко сместился в нижние ценовые сегменты. Конечно, россияне не перестали покупать одежду и обувь, но очень многие перестали покупать дорогую одежду и обувь. И такие покупки перестали быть «крупными».
И судя по ответам участников нашего исследования, такая ситуация сохранится еще в течение как минимум полугода (см. Диаграмму 2). Тем более что наступающий теплый сезон позволяет отложить покупку шуб и кожаных курток до осени. Только 16% респондентов заявили, что покупка одежды или обуви может стать крупной тратой следующего полугодия. В прошлые годы такие расходы планировали 30-35% респондентов.
Медицина
Расходы, связанные с оплатой медицинских услуг остались второй по массовости статьей крупных расходов россиян. Но если в сентябре 2014 в каждой пятой семье (21%) за последние 6 месяцев были крупные расходы, связанные со здоровьем, то в марте 2015 – только в каждой десятой семье (10%). В 2013 году показатель фиксировался на уровне 14%, но в 2011 – 24%.
Таким образом, приходится констатировать практически двукратное снижение количества обращений к услугам платной медицины. Скорее всего, это происходит за счет резкого урезания «профилактических» мероприятий. Если ситуация примет затяжной характер, то это будет чревато ростом тяжелых (вовремя не диагностированных) заболеваний и смертности. А о том, что она вполне может принять затяжной характер, говорит тот факт, что только 6% участников исследования планируют крупные расходы, связанные с поддержанием здоровья и оплатой медицинских услуг в следующем полугодии.
Ремонт
Полгода назад, отвечая на вопрос о предполагаемых крупных расходах следующих шести месяцев, каждый десятый респондент (10%) назвал траты, связанные с ремонтом и благоустройством (установка новых окон, дверей, сантехники и т.п.) в квартире, загородном доме, на даче. Отвечая в марте текущего года на вопрос о реально совершенных крупных расходах, 9% респондентов назвали траты, связанные с ремонтом и обустройством. То есть, как говорится, все сошлось. И, более того, пока можно сказать, что сокращения расходов на ремонт жилья не произошло. Ведь основные работы по благоустройству загородного жилья приходятся на «теплое полугодие», которое только начинается. И почти 10% респондентов уже запланировали такие расходы на следующее полугодие. Это несколько меньший процент, чем наблюдался в предыдущие годы, но снижение не критичное.
Не исключено, что, сократив расходы на поездки и отдых, одежду и бытовую технику, приобретение нового автомобиля и т.д., многие россияне в 2015 году займутся обустройством своего городского и загородного жилья. И при грамотной ценовой и ассортиментной политике производителей спрос на строительные материалы со стороны населения не только не уменьшится, но может даже и возрасти.
Летний отдых
В том, что доля, отметивших расходы на поездки, путешествия и отдых, по сравнению с предыдущим опросом сократилась в три раза (с 20 до 7%), пока нет ничего страшного или удивительного. Предыдущий опрос проводился в конце сезона отпусков, когда большинство россиян уже успели отдохнуть. 80-85% туристических поездок в нашей стране совершаются в период с мая по сентябрь.
А вот то, что только 6% (беспрецедентно низкий показатель за последние 5 лет) участников исследования назвали расходы, связанные с поездками на отдых в качестве возможной крупной траты ближайшего полугодия не может не настораживать. Если ближе к лету настроения не изменятся, то туристический сезон 2015 года будет с треском провален.
Повседневные развлечения
Если о провале летнего туристического сезона мы пока говорим в сослагательном наклонении , как о гипотетическом событии, которое может произойти в будущем при условии сохранения нынешних тенденций и настроений, то провал на рынке повседневных развлечений – это уже состоявшийся факт. Только 3% участников исследования назвали расходы на походы в театр и кино, кафе и рестораны, музеи и выставки в числе крупных трат прошедшего полугодия. До осени 2014 года показатель стабильно держался на уровне 7-13%.
Более того, еще в сентябре 2014 года 8% семей планировали подобные расходы. С октября по декабрь в крупных городах, прежде всего в Москве, состоялось несколько громких театральных премьер и концертов. И все это позволяло надеяться на то, что расходы на повседневные развлечения, как минимум, не снизятся. Надежды, увы, не оправдались. Хуже того, на следующее полугодие крупные расходы на развлечения запланировали только 1% участников исследования.
Конечно, россияне не перестали тратить деньги на развлечения. К примеру, посещаемость кинотеатров в 1 кв. 2015 оказалась рекордной за весь период статистических наблюдений с 2008 года. Просто эти развлечения уже не проходят по статье крупные расходы. Семья из трех человек не идет в кино, а потом в кафе и боулинг, а выбирает что-то одно.
Образование
Только 5% россиян назвали расходы на оплату образовательных услуг в качестве одной из крупных статей расходов своей семьи. В предыдущие годы показатель держался на уровне 10%. И еще в сентябре 2014 10% респондентов предполагали, что такая статья расходов их бюджете будет. На следующие полгода планируют расходы на образование (собственное или – детей) только 4% участников исследования. В возрастной группе 18-24 года этот показатель все же в два с половиной раза выше – 10%.
Мебель
О покупке мебели, как о существенной трате, заявили 5% респондентов. В предыдущие годы доля аналогичных ответов находилась на уровне 10%. Осенью прошлого года 7% респондентов собирались покупать мебель в следующем полугодии. На данный момент покупать мебель в следующие 6 месяцев планируют только 3% участников исследования.
Сокращение спроса на мебель в 2015 году на 25-45% выглядит вполне реальным, если только заявленные планы по ремонту и обустройству жилья не окажут поддержку этому рынку во втором полугодии. Также многое будет зависеть от темпов восстановления потребительского кредитования, которое являлось важным драйвером рынка мебели за пределами столичных регионов.
Автомобиль
Покупка автомобиля за последние полгода была совершена в 6% семей. Это чуть меньший показатель, чем фиксировался в 2011-2013 гг., и даже чуть больший, чем в опросе 2014 года. Казалось бы, эти данные идут вразрез с информацией о катастрофическом падении продаж новых автомобилей в 1 кв. 2015 года, которую дает Ассоциация Европейского Бизнеса (АЕБ). Однако не следует, во-первых, забывать о всплеске ажиотажного спроса на новые автомобили в ноябре - декабре прошлого года. А, во-вторых, вопрос стоял не о покупках новых автомобилей, а о покупках автомобилей вообще. А на вторичном рынке продажи в 2014 году выросли весьма существенно.
А вот в следующие полгода приобретать автомобиль собираются только 3% участников исследования – самый низкий показатель за пять лет измерений. Так что спад продаж неизбежен. Но, скорее всего, он не будет таким глубоким (даже на первичном рынке), как это прогнозирует АЕБ (на 50-60%, т.е. в 2-2,5 раза), а дело ограничится 35% снижением или даже меньше.
А вот на чем российские автовладельцы, действительно, собираются (и уже начали) жестко экономить, так это на ремонте и тюнинге своих автомобилей. Если в предыдущие годы доля семей, имевших в течение полугода в своем бюджете крупные расходы на эти цели, составляла 9-12% и никогда не опускался ниже 8,5%, то по мартовским данным такие расходы понесли только 3% семей или 6-7% автовладельцев. Предвидят такие расходы в будущие полгода только 2% респондентов (4-5% автовладельцев). Вероятно, значительная часть автовладельцев отказалась от работ, носящих профилактический или необязательный характер. Часть работ стали выполнять собственными силами, в крайнем случае – обращаются в «гаражные сервисы».
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 988 60 81