Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Россиянам к кризисам не привыкать

Подавляющее большинство россиян считают, что экономическая ситуация в нашей стране в настоящий момент не самая простая. Причем более половины опрошенных характеризуют ее как кризис, а четверо из десяти респондентов говорят о наличии ряда проблем экономического характера. Восемь из десяти россиян видят проявление кризиса, в первую очередь, в росте цен, высокой инфляции. Половина респондентов ассоциируют кризис с обесцениванием рубля. Для преодоления экономических трудностей россияне в первую очередь собираются перераспределить семейные бюджеты в пользу самого необходимого, а также сократить расходы на отдых и развлечения.  

В марте текущего года исследовательский холдинг Ромир в ходе очередного всероссийского опроса задал россиянам ряд вопросов о восприятии ими текущей экономической ситуации в стране, ее проявлениях лично для них и способах борьбы с экономическими трудностями. Во всероссийском опросе приняли участие 1500 человек в возрасте от 18 лет старше, проживающие в городах и сельской местности, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое население России. 

Итак, прежде всего респондентам было предложено охарактеризовать текущую экономическую ситуацию в стране. Более половины россиян (53%) назвали ее кризисной. Еще 39% считают, что в России существуют некоторые проблемы экономического характера. И только 3% участников опроса заявили, что в стране все хорошо, никаких проблем нет.

Отметим, что уровень пессимизма растет с возрастом респондентов, а также пропорционально доходу. Соответственно, наибольшее количество ответов о наличии кризиса было получено в старшей возрастной группе 60+, а также в высокодоходной группе.

На вопрос о том, в чем лично для каждого респондента выражает кризис, ответы распределились следующим образом. Четверо из пяти россиян (79%) пожаловались на рост цен, высокую инфляцию. Причем этот фактор сильнее всего ударил по низкодоходным группам и пенсионерам.

Половина опрошенных (51%) признаком кризиса называют девальвацию рубля. А этот фактор, наоборот, больше беспокоит россиян с высоким доходом. Именно эта категория граждан имела привычку выезжать за границу, поэтому обесценивание российской валюты стало ощутимым. Но не стоит также забывать о высокой доле импортных товаров на полках наших магазинов. Девальвация рубля также подстегнула рост цен. Поэтому этот фактор упомянули даже те, кто валютой не пользуется.

О сокращении персонала на предприятиях и росте уровня безработицы заявили треть (33%) опрошенных. Причем, эта проблема несколько больше беспокоит россиян 35-44 лет, жителей малых городов и сельской местности. О сокращении зарплат, как признаке кризиса, упомянули 25% россиян. Причем несколько выше доля подобных ответов была зафиксирована в молодежной группе 18-24 лет и опять же среди жителей малых городов. 

Трудности с выплатой кредитов испытывают 18% опрошенных. Об ответных продуктовых санкциях России в  отношении ряда западных стран упомянули 13%, а об общей напряженной международной обстановке – 32%.

Диаграмма 1. Скажите, пожалуйста, в чем лично для вас выражается кризис? (%)

Скажите, пожалуйста, в чем лично для вас выражается кризис? (%)

Источник: Холдинг Ромир, март 2015

Ответы на вопрос, о том, как преодолеть кризисную ситуацию, в основном сводились к различным способам экономии и оптимизации расходов. Так, 43% россиян ответили, что на время кризиса им придется перераспределить семейный бюджет в пользу еды и самого необходимого. И еще 17% заявили, что им придется сократить расходы на еду и товары первой необходимости. Несколько чаще, чем в среднем по выборке, об этом говорили представители низкодоходной группы, а также россияне старше 60 лет.

Еще одним популярным способом экономии является сокращение расходов на отдых и развлечения. Об этом заявил каждый третий (32%) респондент. Несколько чаще об этом говорили молодые россияне 18-24 лет, а также представители высокодоходной группы. Как мы помним, именно они наиболее озабочены девальвацией рубля, которая автоматически привела к удорожанию зарубежного отдыха.

От дорогостоящих покупок и товаров длительного пользования готовы отказаться 30% россиян. Причем среди указавших такой вариант ответа несколько чаще встречаются россияне 45-59 лет и жители малых городов страны.

Найти дополнительный заработок на время кризиса собирается каждый пятый респондент (21%). Такой ответ чаще давали мужчины и россияне 25-44 лет, то есть активное работающее население, кормильцы, на попечении которых находятся семьи.

О намерении заняться садоводством и огородничеством, т.е. начать выращивать овощи и фрукты для обеспечения своей продуктовой корзины, заявил каждый восьмой опрошенный (13%). Причем значительно выше доля подобных ответов среди россиян старше 45 лет и жителей малых городов России. И это не удивительно. Предыдущие опросы Ромир показываются, что именно в малых городах и сельской местности около 40% домохозяйств производят половину своей продуктовой корзины самостоятельно – выращивают в садах и огородах, собирают в лесу грибы и ягоды, ходят на охоту и рыбалку.

Не собираются экономить во время кризиса 7% респондентов, которые признались, что лично их экономические проблемы не коснулись. Почти вдвое доля подобных ответов выше в молодежной группе – видимо, это студенты, которые сами пока ничего не зарабатывают и об экономии не думают. Также в полтора раза чаще об отсутствии личных экономических трудностей заявляли россияне с высокими доходами. 

Диаграмма 2. Скажите, пожалуйста, какие действия Вы предпринимаете или собираетесь предпринять, чтобы преодолеть эти экономические трудности? (%)

Скажите, пожалуйста, какие действия Вы предпринимаете или собираетесь предпринять, чтобы преодолеть эти экономические трудности? (%)

Источник: Холдинг Ромир, март 2015

 

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81

pressa@romir.ru

 

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены