Потребители повысили свои повседневные расходы за счет увеличения числа посещаемых магазинов
Повседневные потребительские расходы в марте 2015 года выросли на 15,8% по сравнению с февралем текущего года и на 13% по сравнению с январем. В годовом выражении рост составил 15,4%, что, тем не менее, не перекрыло показатель официальной инфляции за этот период. То есть в годовом выражении номинальный рост обернулся реальным снижением на 2,5%. Основным драйвером роста стала новая тенденция в поведении покупателей. Если в течение почти всего 2014 года фиксировалось сокращение числа посещаемых магазинов с целью экономии затрат. То по результатам марта можно говорить о том, что, как и во время кризиса 2008-2009 годов, потребители начали посещать большее количество магазинов в поисках лучших ценовых предложений. При этом, возможно, бессознательно при каждом посещении магазинов они тратили те же суммы, что и месяцем раньше.
По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе панели домашних хозяйств *Romir Scan Panel, в марте 2015 года повседневные потребительские расходы выросли в номинальном выражении на 15,8% относительно февраля. Второй месяц текущего года, напомним, показал себя беспрецедентно провальным – относительно января номинальные расходы жителей российских городов снизились на 2,5%, что с учетом инфляции выливалось в реальное сокращение почти на 5%.
В марте же расходы резко выросли. И даже официальная инфляция за март, которую Росстат рассчитал в размере 1,2%, не может испортить картину. Таким образом, реальные расходы россиян в марте увеличились на 14,6% относительно февраля текущего года. Правда, номинальный годовой рост потребительских расходов на 15,4% оказался полностью «съеден» накопленной за год (с марта 2014 года) официальной инфляцией в 16,9%. То есть реальные расходы россиян за год – с марта 2014 по март 2015 - сократились на 1,5%. Однако это сокращение в разрезе года куда менее существенное, чем фиксировалось в предыдущие месяцы, когда небольшой номинальный рост расходов нивелировался высокими показателями инфляции.
Отметим, что рост повседневных расходов в марте не является исключительным явлением. Во все годы наблюдений в марте индекс повседневных расходов перекрывал низкие, а иногда и провальные показатели февраля. Относительно января мартовские показания индекса в разные годы колебались от +3% (в 2012 году) до +26% (в 2008 году). Кстати, рост мартовских расходов относительно января в текущем году практически совпал с аналогичными показателями прошлого года – 13% и 12% соответственно.
График 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов. Январь 2008 – март 2015.
100% = январь 2008 года
Источник: холдинг Ромир, Romir Scan Panel, март 2015
Итак, за счет чего же произошел такой рост повседневных расходов горожан? Кто или что стало драйвером, если учесть, что приблизительно равный рост был зафиксирован во всех типах городов и во всех доходных группах, о чем пойдет речь чуть ниже.
Итак, главным объяснением роста повседневных расходов стал перелом тренда текущего кризиса, когда в стремлении экономить потребители старались просто-напросто меньше ходить в магазины, чтобы меньше тратить. В течение всего 2014 года фиксировалась тенденция к сокращению числа посещаемых магазинов во всех типов каналов, в отличие от кризиса 2008-2009 годов, когда покупатели в поисках лучших ценовых предложений целенаправленно посещали большее количество торговых точек.
В марте текущего года наметилась аналогичная тенденция. С учетом того, что средний чек относительно февраля практически не изменился, а расходы существенно возросли, то напрашивается вывод, что россияне стали чаще ходить за покупками, а вернее посещать большее количество магазинов. Попытки экономить через поиски лучших ценовых предложений в итоге привели покупателей к повышенным тратам, возможно, безотчетным. Обходя несколько магазинов, покупатель в каждом что-то покупает. Возможно, таким образом, был создан запас каких-то продуктов и товаров, но общие расходы в итоге возросли.
Возможно, рост повседневных расходов также можно объяснить с психологической точки зрения. Резкое подорожание привычных продуктов поначалу ставит потребителей в ступор. Они начинают экономить или вообще отказываться от товара. Но через месяц-другой происходит адаптация к новым ценам, возникает ностальгия по исключенным из списка продуктам, и покупатель опять возвращается к привычному набору корзины, которая уже ощутимо подорожала в связи с общим ростом цен на продовольствие.
Это подтверждается и тем фактом, что доля расходов на продукты питания в общей корзине в марте возросла до 60%, тогда как в феврале этот показатель равнялся 55%, а в январе – 52%. Если в первые месяцы года мы делали вывод о том, что россияне запасаются непродовольственными товарами длительного хранения, то по итогам марта можно говорить о более активных покупках продуктов.
Не исключено, что повседневные расходы обязаны своим ростом также общей нервозности потребителей. Высокие риски, связанные с ликвидностью рубля, заставляют потребителей тратить больше теперь уже в целях спасения накоплений. Возможно, создаются новые запасы продуктов, которые были куплены в конце прошлого года, но уже употреблены к концу первого квартала.
Города
В Москве индекс потребительской активности в марте 2015 года вырос на 17,9% относительно предыдущего месяца. За год же москвичи увеличили свои расходы на 13,4%. А вот в северной столице рост повседневных расходов оказался куда скромнее и в месячном, и в годовом выражении – всего 7,9% и 5,3% соответственно. В остальных же городах-миллионниках рост повседневных расходов в марте составил 15,5% относительно февраля текущего года и 13,4% по сравнению с мартом 2014 года.
Жители крупных городов России с населением от 500 тысяч до миллиона жителей увеличили свои расходы в марте на 14,2%. А в разрезе года рост оказался равен 20,7%. Также свыше 20% роста своих расходов показали жители малых городов России (100-500 тысяч человек) и за месяц, и за год.
Доходные группы
Потребители всех доходных групп увеличили свои повседневные расходы в марте относительно предыдущего месяца в одинаковой степени - на 16-17%. Различия в росте расходов различных доходных групп были выявлены только в разрезе года. Так, повседневные расходы россиян с низким доходом увеличились в марте текущего года относительно марта 2014 на 28%, в среднедоходной группе рост расходов за год составил 19%, а у высокодоходников – 10,6%.
То есть реально свои повседневные расходы пришлось увеличить низкодоходникам и представителям так называемого среднего класса, причем первым – на ощутимые 11,1%, а вторым - на 2,1%. Чем менее обеспечена домохозяйство, тем сильнее бьет рост цен по семейному бюджету.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 988 60 81
+ 7 (926) 519 6613
pressa@romir.ru