Почти половина россиян собираются перераспределить семейный бюджет в пользу самого необходимого, чтобы противостоять кризисной ситуации в стране. Какие же статьи расходов пострадают в первую очередь при таком перераспределении? Результаты последнего опроса Ромир показали, что россияне готовы перевести в режим экономии свои траты на развлечения, путешествия и отдых, а также отказаться от деликатесов. На еде в целом и алкоголе готовы экономить по 15% респондентов. На салонах красоты и косметике готова сэкономить каждая пятая россиянка. Менее всего участники опроса настроены экономить на медицине, мобильной связи и транспорте.
В марте текущего года исследовательский холдинг Ромир в ходе очередного всероссийского опроса попросил россиян рассказать, на чем они готовы экономить во время кризиса в первую очередь. Во всероссийском опросе приняли участие 1500 человек в возрасте от 18 лет старше, проживающие в городах и сельской местности, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое население России.
Согласно полученным результатам, чаще всего россияне заявляли о готовности экономить на таких статьях, как развлечения (37%), путешествия (32%) и деликатесы (30%). Во вторую группу риска по сокращению расходов попали одежда и обувь (21%), рестораны (21%), алкоголь и еда в целом (по 15%), а также гаджеты (15%). Каждый десятый респондент заявил, что готов сократить расходы на салоны красоты. Менее десятой доли россиян готовы экономить на косметике (6%), бытовых услугах (5%), занятиях спортом (5%), медицинских расходах (4%), мобильной связи (3%) и транспорте (3%).
Рисунок 1. Статьи возможной экономии во время кризиса.
Источник: Холдинг Ромир, март 2015
Отметим, что рейтинги статей расходов, которые могут быть переведены в режим экономии во время кризиса, практически идентичны в различных социально-демографических группах. Можно лишь отметить, что, например, молодые россияне 18-24 лет более склонны к экономии на развлечениях (43%), ресторанах (28%) и гаджетах (21%). Респонденты старше 60 лет значительно чаще говорили о том, что готовы сократить расходы на деликатесы (34%), одежду (34%), еду в целом (23%) и даже на лекарства (8%).
Значительно реже, чем в среднем по выборке о готовности экономить на еде и алкоголе заявляли представители высокодоходной группы населения, что неудивительно. Как показывают наблюдения Ромир на основе данных потребительской панели домохозяйств, рост цен на товары первой необходимости менее всего сказывается на расходах высокодоходниках. Во время кризисов они, наоборот, повышают объемы и премиальность покупок еды и алкоголя, заменяя тем самым подходы в рестораны.
На салонах красоты готовы экономить 10% россиян в целом, а на косметике и парфюмерии – 6%. Однако среди женщин этот показатель значительно выше: траты на красоту готовы сократить 22% опрошенных россиянок (13% - на салоны и 9% на косметику). Тогда как среди мужчин такой вариант ответов в целом указали вдвое меньше респондентов – 9%. Это объясняется не тем, что российские мужчины не готовы отказываться от трат на парфюмерию и парикмахеров, а скорее тем, что они в среднем тратят на собственную красоту меньше женщин.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 988 60 81