Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Кофеин и эндорфин

Индекс простых удовольствий растет вместе с ценами на кофе и шоколад

В марте текущего года индекс «Кофе с Молоком» достиг показателя в 907 пунктов, что на 6,7% выше значения февраля. Мартовский рост индекса относительно февраля можно назвать традиционным, но не рекордным. За год индекс КсМ вырос на 11,8%, что при официальной инфляции в 16,9% обернулось фактически падением на 5%. Тем не менее, россияне держатся за простые гастрономические удовольствия. Даже рост цен на кофе и шоколад более чем на 20% за год не привел к сокращению объемов покупки этих продуктов.

Индекс «Кофе с Молоком» (КсМ), рассчитывается, как и уже ставший традиционным Индекс потребительской активности (ИПА), на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме онлайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 10 000 участников скан-панели в 42 городах России с населением от 100 тыс. жителей.

Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться «от хорошей жизни», в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством.

Таким образом, ингредиенты индекса «Кофе с Молоком» являются, по сути, элементарным набором «простых удовольствий». Примечательно, что ценовой показатель «Кофе с Молоком» в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс «Кофе с Молоком» является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.

В марте 2015 года индекс «Кофе с Молоком» (КсМ) вырос на 6,7% по сравнению февралем текущего года и составил 907 пунктов. В текущем году прирост индекса в марте к февралю оказался достаточно ощутимым, хотя и не перекрыл рекорда, например, двухлетней давности – в 2013 году за аналогичный период рост составил 7,3%.

Стоит сразу оговориться, что на протяжении всего периода наблюдений значения индекса в марте превосходят показатели февраля, т.к. второй месяц года короче по количеству дней, а также в марте традиционно совершаются усиленные покупки кофе и шоколада в подарок на 8 марта.

В годовом выражении индекс КсМ вырос на 11,8%, однако накопленная инфляция с марта прошлого года (16,9% по данным Росстат) весь этот рост съела. За год затраты россиян на набор простых удовольствий фактически сократились на 5,1%.  

Диаграмма 1. Динамика Индекса «Кофе с Молоком». Январь 2012 – март 2015.

100% = январь 2008

 

Данные: Romir Scan Panel, март 2015

Рост индекса в марте относительно февраля произошел благодаря нескольким факторам. Во-первых, почти на 4% выросла цена на бутилированную воду и одновременно увеличились объемы ее покупки за месяц на 6,6%. Во-вторых, при почти неизменных средних ценах на молоко увеличились объемы его потребления более чем на 16%. Но самый ощутимый вклад в рост индекса внес шоколад. За месяц его цена выросла на 4,5% при увеличении объема покупки на 11,3%.

Годовой прирост индекса Кофе с Молоком состоялся благодаря увеличению объемов покупки воды на 17,8% при почти неизменной ее цене. Но куда ощутимее на рост индекса повлияли выросшие цены на кофе и шоколад – на 21,5% и 23,5% соответственно. Даже при высокой инфляции, накопленной за этот период, получается, что россияне тратят сегодня на кофе и шоколад на 4-6% больше, чем годом ранее. На том фактически и держатся простые удовольствия наших соотечественников.

В Москве индекс КсМ в марте достиг показателя в 1114 пунктов, что является почти рекордом за весь период наблюдений. Выше его значение было только в декабре 2014 года – 1120 пунктов. Таким образом,  относительно февраля значение индекса выросло на 10,5%, а рост за год составил 11,5%. То есть месячный реальный рост расходов на набор простых удовольствий (за вычетом  показателя инфляции за этот период 1,2%) можно считать ощутимым. А вот в разрезе года с учетом инфляции реального роста не получилось, и фактически затраты снизились на 5,4%.

Рост индекса КсМ в Москве за месяц был обусловлен более чем 25-процентным ростом объемов покупки шоколада, что, видимо, стоит связывать с закупками подарков к 8 марта. При этом цены на все составляющие индекса в марте относительно предыдущего месяца изменились незначительно. Куда более ощутимо выросли цены в годовом выражении на кофе (+11%), на молоко (+13%) и на шоколад (+20%). В объемах же покупки за год прибавил шоколад на 9% и бутилированная вода – на 18%.

Отдельно отметим, что с марта прошлого года существенно повысили траты на кофе и шоколад представители низкодоходной группы – на 33% и 24% соответственно. Для них в большей степени, чем для среднедоходной и, тем более высокодоходной группы, кофе и шоколад являются гастрономическими удовольствиями. Причем, такая ситуация наблюдается как по Москве, так и в целом по стране.

 

 

*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10 000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 10 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 6081, +7 (926) 519 6613

pressa@romir.ru

Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены