Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Трудовое уныние

Очередной опрос исследовательского холдинга Ромир о состоянии рынка труда и занятости населения показал, что за последние полгода в связи с кризисом глобальных изменений на рынке труда не произошло.  Доля непрерывно работающих россиян немного сократилась по сравнению с показателем осени прошлого года и сравнялась с цифрами 2013 года – 68%.  Правда, доля неработающих и неработавших в последние три месяца немного выше, чем в предыдущие годы – 18%. Сменили работу по тем или иным причинам 12% опрошенных. Но если в благополучные 2011-2013 годы, когда доля поменявших работу была значительно выше, движение кадров на рынке скорее объяснялось поиском лучшей рабочей доли, то в начале текущего года, вероятно, россияне вынужденно меняли работу в связи с проблемами в компаниях. В большинстве случае поменявшие по той или иной причине работу смогли трудоустроиться в период от нескольких дней до полутора месяцев после увольнения. Хотя доля ищущих работу до сих пор достигает 35% от числа ее потерявших, что сопоставимо с показателями 2013 и 2011 годов. Те же, кто не менял работу в последние полгода, отметили сокращение персонала (17%) в их компаниях и пожаловались на сокращение зарплат (14%). Хуже ситуация обстояла только в 2008 году.

В апреле 2015 года исследовательский холдинг Ромир в ходе проведения очередного опроса задал россиянам несколько вопросов относительно ситуации с занятостью – и лично у них, и в компаниях, в которых они работают. Аналогичные опросы проводятся ежегодно уже на протяжении нескольких лет, обычно осенью. Последний подобный опрос проводился в ноябре прошлого года. В связи с непростой ситуацией в экономике было решено опросить россиян весной 2015 года, чтобы понять, коснулся ли кризис рынка труда.

В опросе приняли участие 1200 человек в возрасте от 18 до 60 лет, проживающие во всех федеральных округах и всех типах населенных пунктов. Выборка репрезентирует взрослое трудоспособное население России.

Итак, прежде всего респондентам был задан вопрос о том, какие изменения, связанные с работой, произошли в их жизни за последние полгода, то есть с октября-ноября прошлого года по апрель текущего. Выяснилось, что более двух третей респондентов (68%) как работали, так и работают на прежнем месте. 18% россиян ответили, что они не работают в настоящее время и не работали в течение последних 3 месяцев. 12% работников поменяли компанию: 7% уволились с прежнего места добровольно, 3% были уволены, а 2% попали под официальное сокращении.

Диаграмма 1. Динамика занятости 2011 – 2015. В % от общего числа опрошенных.

Динамика занятости 2011 – 2015. В % от общего числа опрошенных.

Источник: холдинг Ромир, апрель 2015

Таким образом, можно говорить о том, что движение кадров на рынке труда возобновилось после затишья прошлого года. Доля россиян, не менявших работу, вернулась к показателям 2011-2013 годов. Доля респондентов, поменявших работу более чем в полтора раза выше, чем осенью прошлого года, но ниже чем, в 2011-2013. Тогда, вероятно, наемные сотрудники меняли работу в поисках более привлекательных условий. Сейчас же для многих смена работы стала вынужденной мерой из-за кризиса. Увеличилась по сравнению с прошлыми годами доля неработающего населения. Причем выше, чем в среднем по выборке, доля неработающих среди женщин и молодежи 18-24 лет. 

Следующий вопрос касался времени поиска новой работы. Соответственно он задавался только тем, кто был уволен, сокращен или покинул компанию по собственной инициативе. Согласно полученным результатам, в этом году ситуация с поиском работы практически точь-в-точь повторила картину 2013 года. В течение недели после увольнения смогли найти работу 25% респондентов, отвечавших на этот вопрос. От недели до полутора месяцев поиск новой работы занял у 32% опрошенных. А еще треть (35%) до сих пор находятся в поиске. Не ищут работу 5% из числа ее потерявших, значительную долю среди которых составляют женщины и россияне старше 45 лет, которые, видимо, решили немного отдохнуть во время кризиса.

Диаграмма 2. Срок поиска новой работы. В % от общего числа сменивших работу за последние полгода.

Срок поиска новой работы. В % от общего числа сменивших работу за последние полгода.

Источник: холдинг Ромир, апрель 2015

Вопрос об изменениях в оплате труда и штатном составе сотрудников задавался только тем, кто имел стабильную занятость в последние полгода. Результаты опроса показали, что сокращение персонала коснулось 17% компаний. И этот показатель не такой уж устрашающий. В 2008 году и в 2011 ситуация была более накаленной. Правда, и расширением штата отечественные работодатели не увлекались в последние полгода. Самый низкий показатель по этому варианту ответа был зафиксирован на уровне 1% осенью прошлого года. В апреле текущего года ситуация практически не изменилась – 2%.

В вопросе коррекции зарплат в меньшую сторону полученные показатели оказались самыми высокими за все годы наблюдений и сравнялись с цифрами 2008 года – 14%. Однако в каждой десятой компании проводилось и повышение зарплат, чего не наблюдалось в 2008 и 2011 годах. Лучше дела с повышением зарплат  обстояли только в 2012 и 2013 годах.

Диаграмма 3. Изменения в компаниях.  В % от общего числа стабильно работающих последние полгода.

Изменения в компаниях.  В % от общего числа стабильно работающих последние полгода.

Источник: холдинг Ромир, апрель 2015

Таким образом, общую ситуацию с занятостью населения трудно назвать оптимистичной, хотя и панической ее не назовешь. Ситуация внутри компаний весной текущего года в вопросах изменения численности сотрудников и размеров их зарплат по критичности уступает только картине 2008 года, когда сокращения были более масштабными, а о росте зарплат можно было только мечтать.

Безусловно, опросные данные не стоит сравнивать с официальными показателями безработицы, которая по разным данным достигла в первом квартале текущего года уровня 5,5-6%. Результаты опросов скорее показывают уровень скрытой безработицы. Не каждый потерявший работу обращается на биржу труда. Кто-то все еще находится в поисках работы и не теряет надежды, кто-то просто решил сделать паузу в трудовых буднях.

Но в любом случае, сокращение доли стабильно работающего населения не могло не повлиять на общие потребительские настроения россиян, которые в последние месяцы перешли из модели оптимизации к явной кризисной экономии.

 

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81

pressa@romir.ru

 

 

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены