В отличие от общих повседневных расходов на простых удовольствиях россияне не экономят
В апреле текущего года индекс «Кофе с Молоком» немного снизился по сравнению с мартовским показателем и остановился на уровне 895 п.п. В апреле традиционно наблюдается снижение показателя индекса КсМ, однако в этом году оно было менее ощутимым, чем в предыдущие годы: -1,3% в этом году против -7,7% в 2014 и -8,1% в 2013. В годовом же выражении индекс КсМ вырос и в номинальном (+20,1%), и даже в реальном выражении (+3,7%). Обычно индекс КсМ в той или иной степени вторит поведению базового индекса покупательской активности. Апрель текущего года не стал исключением, однако КсМ показал меньшее падение относительно предыдущего месяца и больший гост в годовом выражении, чем ИПА. Таким образом, набор простых удовольствий подвергся меньшему секвестированию, чем расходы на повседневные товары в целом. Россияне продолжают себя баловать хотя бы кофе с шоколадом.
Индекс «Кофе с Молоком» (КсМ), рассчитывается, как и уже ставший традиционным Индекс потребительской активности (ИПА), на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме онлайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 10 000 участников скан-панели в 52 городах России с населением от 10 тыс. жителей.
Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться «от хорошей жизни», в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством.
Таким образом, ингредиенты индекса «Кофе с Молоком» являются, по сути, элементарным набором «простых удовольствий». Примечательно, что ценовой показатель «Кофе с Молоком» в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс «Кофе с Молоком» является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.
В апреле 2015 года индекс «Кофе с Молоком» (КсМ) снизился по сравнению с мартом на -1,3% и составил 895 п.п. В апреле индекс КсМ традиционно снижается относительно предыдущего месяца. Однако в предыдущие годы его падение было более заметным: -7,7% в 2014 году и -8,1% в 2013. В 2012 году, правда, падение индекса было почти идентичным картине текущего года – минус 1,6%.
В годовом выражении индекс КсМ вырос на 20,1%, что на 3,7% превосходит показатель официальной инфляции, накопленной за этот период. Таким образом, мы наблюдаем один из тех редких случаев, когда индекс КсМ не вторит тренду базового Индекса покупательской активности, который, напомним, в апреле снизился на 5,8% относительно марта текущего года и на 2,2% с учетом годовой инфляции относительно апреля прошлого года.
Диаграмма 1. Динамика Индекса «Кофе с Молоком». Январь 2012 – апрель 2015.
100% = январь 2008
Данные: Romir Scan Panel, апрель 2015
Небольшое падение индекса КсМ в апреле, скорее всего, объясняется падением цены на шоколад относительно показателя марта текущего года (-3,7%) и одновременным сокращением объемов его покупки на 9,3%. Первый весенний праздник, когда шоколад покупается в больших количествах как минимум в подарок, остался в прошлом, и это сразу сказалось на объемах.
Годовой рост индекса был обеспечен ощутимым ростом цены на кофе (+34,4%) и на шоколад (+28,3%) при почти неизменных объемах покупки этих ингредиентов индекса. Вместе с тем при почти неизменной цене на бутилированную воду объемы ее покупки за год выросли на 15,6%.
Индекс КсМ в Москве в апреле текущего года составил 1096 п.п., показав снижение относительно марта на -1,7% и рост относительно апреля прошлого года на 19,3%. Таким образом, общий тренд индекса простых удовольствий в столице полностью совпал с показателями по стране в целом. И объяснения такому поведению Индекса в Москве аналогичны общим данным по городской России.
Снижение индекса в месячном выражении произошло благодаря резкому падению объемов покупки шоколада (-17,1%) и молока (-10,2%). Годовой же рост в первую очередь обусловлен ощутимым ростом цен на кофе (+42,4%) и на шоколад (+24,3%). При почти не менявшейся в течение год цене на бутилированную воду москвичи увеличили объемы ее покупки на 30%.
*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10 000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 10 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 988 6081, +7 (926) 519 6613