Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

ИПА: вместо курортов потратились на одежду

В мае текущего года индекс потребительской активности вырос на 2,8% относительно апреля и на 18,3% по сравнению с маем прошлого года. Даже с учетом инфляции расходы россиян увеличились и в месячном, и в годовом выражении. Таким образом, прошедший месяц оказался беспрецедентным за весь период наблюдений, когда традиционно расходы  сокращались. В этом же году, по всей видимости, многие горожане отказались от поездок на майские праздники, предпочтя проводить длинные выходные дома или на даче. Тем самым они обеспечили рост повседневных расходов, в том числе за счет более активной покупки одежды и обуви. Особенно ярко эта тенденция наблюдается в группе россиян с высокими доходами. По сравнению с маем прошлого года они увеличились свои расходы более чем на 26% в номинальном выражении и на 10% - в реальном.

По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе панели домашних хозяйств *Romir Scan Panel, в мае 2015 года повседневные потребительские расходы россиян номинально выросли на 2,8% относительно апреля. А с учетом официального показателя инфляции в 0,4% реальный рост расходов составил 2,4%. Относительно мая прошлого года рост повседневных расходов в номинальном выражении составил 18,3%. А за вычетом накопленной за год инфляции в 15,8% майские расходы показали реальный рост в 2,5% (см. График 1).  

График 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – май 2015.

Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – май 2015.

100% = январь 2012 года 

Источник: холдинг Ромир, Romir Scan Panel, май 2015 

 

Таким образом, реальные расходы россиян в мае текущего года немного выросли относительно аналогичного показателя прошлого года. Но все равно не смогли дотянуться до значений индекса  в первой половине 2013 года. В мае 2015 жители российских городов потратили столько же, сколько и осенью 2013 года, когда фактически началась стагнация в потреблении (см. График 2).   

 

График 2. Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – май 2015.

Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – май 2015.

100% = январь 2012 года 

Источник: холдинг Ромир, Romir Scan Panel, май 2015 

В предыдущие годы повседневные расходы в мае  не превышали показателей апреля – так было в 2014 и 2013 годах. А в 2012 году майские расходы вообще оказались ощутимо меньше апрельских. В этом же году впервые за весь период наблюдений расходы в мае выросли относительно предыдущего месяца. С чем это связано?

В предыдущие годы мы традиционно связывали снижение расходов в мае с началом дачно-отпускного сезона и отъездом многих горожан на отдых во время майских праздников. В этом году, по всей видимости, немногие россияне смогли позволить себе поездки во время майских праздников. Так,  по сообщению Европейской комиссии по туризму, выездной туризм из России в Европу в первом квартале 2015 года упал на 30% относительно аналогичного периода прошлого года. Было также отмечено общее падение (на 40-50%) спроса и на поездки в азиатские страны, согласно данным Ассоциации туроператоров России.  Туристическим организациям вторит и Росстат, который опубликовал данные о падении выездного туризма на 40% в первом квартале текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Таким образом, можно предположить, что многие бывшие путешественники остались во время майских праздников дома, обеспечив тем самым рост домашнего потребления. Причем рост, судя по всему, произошел за счет более активного приобретения непродовольственных товаров повседневного спроса. Так, по данным агентства Y-Consulting,  в мае текущего года впервые за последние пять месяцев продажи одежды и обуви в России выросли. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост составил 2,1% в штуках и 13,1% в денежном выражении. Доля же продуктов питания в общей корзине россиян продолжила в мае снижаться и достигла показателя в 51%, чего не наблюдалось никогда ранее.

Города

В Москве индекс потребительской активности в мае 2015 года вырос на 2,2% относительно апреля текущего года и на 18,4% по сравнению с маем прошлого года. Таким образом, ИПА в столице полностью повторил общий тренд по стране. А в северной столице майский рост расходов оказался еще более ощутимым и составил 8,1% к апрелю текущего года и 17,6% относительно показателя мая прошлого года. Даже с учетом и месячной, и годовой инфляции рост повседневных расходов в Питере можно назвать образцовым.

Жители других городов-миллиоников увеличили свои расходы в мае относительно предыдущего месяца на 2,4%. А в разрезе года рост оказался равен всего 11,5%, что за вычетом накопленной за год инфляции обернулось реальным падением на 4,3%. В городах с населением от 500 тысяч до миллиона было зафиксировано сокращение потребительской активности в мае на 2,2%. Номинальный рост за год составил 10,7%, что в реальном выражении опять дает сокращение на 5,1%.

Зато жители малых городов страны сменили апрельскую экономию на повышенные траты в мае. За месяц их расходы увеличились на 5,7%. В разрезе года рост составил 29,1%. Жители малых городов разительно увеличили свой средний чек в май – более чем на 8%, чего не наблюдалось в других типах городов. Вероятно, это связано с активными дачными расходами и закупками продуктов для традиционных майских пикников.

Доходные группы

Потребители всех доходных групп повысили свои повседневные расходы в мае, хотя и с разной интенсивностью. Так, низкодоходники, активно экономившие в апреле, в мае, наоборот, потратили на 5,9% больше, чем месяцем ранее. Россияне со средним доходом показали скромный рост расходов за месяц  на 1,4%, а высокодоходники – на 2,8%.

В годовом выражении расходы россиян с низким доходом выросли на 18,2%. Средний класс за год увеличил расходы на 14,6%, а высокодоходники – на 26,5%. За вычетом накопленной за год инфляции получается, что среднедоходная группа продолжает экономить. Расходы низкодоходников в реальном выражении за год увеличились на 2,4%. Зато россияне с доходом выше среднего в мае текущего года реально потратили почти на 11% больше, чем в мае прошлого года.

Этот факт еще раз подтверждает гипотезу о том, что многие горожане, в том числе представители высокодоходной группы, отказались от поездок на майские праздники. Длинные выходные они проводили дома или за городом, что повлекло за собой увеличение затрат на покупку товаров повседневного спроса.

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10000 россиян, 4000 домохозяйств в 52 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81, + 7 (926) 519 6613

pressa@romir.ru

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены