В июле текущего года индекс потребительской активности вырос на 2,2% относительно июньского значения, обогнав официальную инфляцию на 1,4%. Годовой рост повседневных расходов россиян в 10,9% не смог превысить накопленную за год инфляцию в 15,6%. Таким образом, реальные расходы в течение года сократились на 4,7%. Более того июльские показатели, «очищенные» от инфляции, оказались даже ниже значений за аналогичный период 2013 года. Анализ составляющих индекса покупательской активности показывает, что рост, скорее всего, произошел за счет возврата россиян к более активному посещению магазинов в поисках лучшей цены при неизменном среднем чеке за единоразовую покупку. Более того, можно говорить о том, что закупкой в июле занимались представители среднедоходной группы, чего не наблюдалось уже давно. Драйверами роста также стали жители крупных городов, которые, вероятно, отказались от отпусков и поездок в июле.
По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе панели домашних хозяйств *Romir Scan Panel, в июле текущего года повседневные расходы россиян выросли на 2,2% относительно первого летнего месяца. И даже на фоне возросшей в июле инфляции в 0,8% (согласно данным Росстата) потребительские расходы показали положительную динамику в 1,4%. Рост расходов в июле относительно июня наблюдался и в предыдущие годы, поэтому текущий июль не стал беспрецедентным (см. График 1).
График 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – июль 2015.
100% = январь 2012 года
Источник: холдинг Ромир, Romir Scan Panel, июль 2015
В годовом выражении июльские расходы показали рост на 10,9%. Однако накопленная с июля прошлого года инфляция в 15,6% полностью «съела» этот рост. По сравнению с прошлым годом реальные расходы сократились на 4,7%. В этом году июльские показатели, «очищенные» от инфляции, оказались даже ниже значений аналогичного периода 2013 года (см. График 2).
График 2. Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – июль 2015.
100% = январь 2012 года
Источник: холдинг Ромир, Romir Scan Panel, июль 2015
Росстат сообщил, что в июле продолжилась продуктовая дефляции, начавшая в июне. Цены на продовольственные товары в июле опустились на 0,3% после падения на 0,4% в июне. То есть налицо обычное сезонное снижение цен, видимо, во многом благодаря подешевевшим фруктам и овощам.
Однако индекс покупательской активности, как мы видим, растет. И при этом показатель среднего чека в июле остался на той же отметке, что и в июне. Из чего можно сделать вывод, что россияне опять начали посещать большее количество магазинов в поисках интересных ценовых предложений. Однако в разных типах городов и в разных доходных группах в июле были отмечены свои особенности покупательского поведения.
Города
Итак, Москва в июле стала исключением из общего роста повседневных расходов. Жители столицы в июле, наоборот, сократили свои расходы относительно июня на -3%. А в годовом выражении рост расходов в июле оказался вдвое ниже накопленной инфляции и составил всего 7,4%. Жители же Северной столицы в июле потратили на 2,6% больше, чем месяцем ранее. За год рост расходов в Питере составил 14,4%, что немного не дотягивает до уровня годовой инфляции.
А в целом жители городов-миллионников в июле показали рост расходов на 1,7% относительно первого летнего месяца. Годовой рост расходов жителей мегаполисов немного превзошел показатель накопленной инфляции и составил 16,2%.
Такое ощущение, что жители миллионников все-таки нашли возможность отправиться в отпуска в июле, что и привело к столько скромному росту расходов. А вот жители крупных городов с населением от 500 тысяч до миллиона в июле потратились куда ощутимее. Рост их расходов относительно предыдущего месяца составил 7,8%, а в годовом выражении +17,8%. Потребители из этого типа городов, видимо, решили отложить или вовсе отменить отпуска в этом году.
Россияне же из малых городов с населением 100-500 тысяч человек, по всей вероятности, вовсю наслаждаются летом и дачами с выросшими на участках овощами и фруктами. Рост их расходов в июле относительно июня оказался приближенным к среднему показателю +2,4%. Зато в годовом выражении расходы в малых городах втрое уступили показателю инфляции за этот период. Рост составил всего 5,5%.
Доходные группы
Представители разных доходных групп продемонстрировали в июле нетипичное покупательское поведение. Можно даже сказать, что все повернулось с ног на голову. Так, если обычно самыми экономными покупателями оказывались среднедоходники, то в июле именно эта группа показала рост расходов относительно предыдущего месяца на 7,8%. В низкодоходной группе июльские расходы оказались равны июньским. А высокодоходники сократили свои расходы в прошедшем месяце на -4,5% относительно первого летнего месяца.
Таким образом, и по поведению представителей разных доходных групп можно предположить, что высокодоходники все-таки нашли возможность для поездок и отпусков. Низкодоходники переключились на сады и огороды. И только среднедоходники опять занялись закупкой впрок по привлекательным ценам, что и дало рост их месячных расходов.
В годовом выражении рост расходов в среднедоходной группе составил 9,5%. Расходы низкодоходной группы за год увеличились на 26,4%. А вот россияне с высоким доходом свои июльские расходы в годовом выражении сократили на -1,6%. Напомним, что прошлым летом именно эта группа неожиданно повысила в летние месяцы свои повседневные расходы, видимо, отказавшись от отпусков и поездок. На фоне такой высокой базы и произошло падение в этом году.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10000 россиян, 4000 домохозяйств в 52 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 988 60 81