Исследовательский холдинг Ромир начинает новый проект под названием «Россия. 10 лет спустя». За годы существования и развития новой России изменилась страна, произошла масса событий как приятных, так и печальных. Меняются поколения. Меняется мир. Все это не могло не сказаться на мировоззрении россиян. Десятилетний период – хороший срок, чтобы сделать новый срез общественного мнения и посмотреть, что же изменилось в сознании наших сограждан.
Исследовательский холдинг Ромир в ходе регулярных опросов населения вновь адресовал россиянам те же вопросы, что им задавались в разное время в период с 2000 по 2005 год. Тем любопытнее оказалась полученная динамика. По каким-то вопросам наблюдаются заметные изменения, в других темах тенденции в целом сохранились.
Итак, один из первых вопросов, который был задан респондентам, касался достижений, которыми могут гордиться россияне. Аналогичный опрос проводился в 2003 году. И, как показали полученные результаты, изменения произошли разительные (см. Диаграмму1).
Диаграмма 1. Чем, какими последними достижениями могут гордиться россияне? (%)
Источник: Ромир, июль 2015
Если двенадцать лет назад 25% опрошенных заявили, что россиянам нечем гордиться – и этот вариант ответа был лидером, то сегодня первые строчки рейтинга выглядят совсем иначе. Первое место фактически делят между собой президент и народ с 34% и 32% голосов респондентов соответственно. На второе место, опять же почти с равным количеством ответов, россияне поставили такие варианты ответов как традиции (25%) и природные ресурсы (24%). И в третью очередь по 19% опрошенных назвали предметом гордости наши достижения в вооружении и спорте.
Как видно из Диаграммы 1, в 2003 году аналогичные варианты ответов были поддержаны куда меньшим количеством респондентов. Тогда народом готовы были гордиться 16% опрошенных, президентом – 12%, традициями – 11%, спортивными победами – 7%, а достижениями в военной технике и орудии – всего 1%.
За двенадцать лет в десять раз выросла доля россиян, которые гордятся отечественной космонавтикой – с 1% в 2003 году до 10% в нынешнем. Опять же с уровня в 1% до 8% увеличилось количество россиян, которые признают наши достижения в науке и технике. А вот в вопросе урожаев ситуация не изменилась – как их считали достижением 6%, так и считают.
В разрезе различных социально-демографических групп заметных различий выявлено не было. Хотя можно отметить, что степень гордости за президента выше среди женщин, чем среди мужчин, а также в молодежной среде до 24 лет и в рядах старшего поколения 60 лет и более. Чаще, чем в среднем по выборке, о своей гордости за спортивные достижения говорили молодые респонденты и жители городов-миллионников. Повышенную гордость за народ испытывают представители старшего поколения и жители малых городов.
Особняком в общем массиве результатов выделяются россияне с высоким доходом. В целом по тенденциям в этой группе рейтинг достижений, которыми можно гордиться россиянам, совпадает с общероссийскими данными. Однако количество полученных ответов на порядок ниже, а лидерами названы президент, природные ресурсы и спорт.
Отдельно отметим, что с момента последнего опроса практически не поменялись результаты по таким вариантам ответа как развитие демократии, успехи в экономике и построение свободного общества. Они так и остались на уровне 2-3%.
«Полученные результаты наглядно демонстрируют и возросший в последнее время уровень патриотизма, и высокую поддержку президента, и действительно произошедшие изменения в лучшую сторону в военной сфере и в области спорта. Но они также, увы, констатируют отсутствие успехов в экономике и в развитии демократического и свободного общества. А эти показатели, которые более десяти лет остаются в пределах статистической погрешности, не менее важны, чем гордость за народ и главу государства. Именно они являются индикаторами понятной государственной программы и национальной идеи, которые за столько лет так и не появились», - говорит президент исследовательского холдинга Ромир Андрей Милехин.
* В июльском опросе приняли участие 1500 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и старше, проживающих во всех типах городов и в сельской местности, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое население России.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 988 60 81