Исследовательский холдинг Ромир представляет новый проект под названием «Россия. 10 лет спустя». В ходе регулярных опросов россиянам вновь были адресованы те же вопросы, что им задавались в разное время в период с 2000 по 2005 год. За годы существования и развития новой России изменилась страна, произошла масса событий как приятных, так и печальных. Меняются поколения. Меняется мир. Все это не могло не сказаться на мировоззрении россиян. Десятилетний период – хороший срок, чтобы сделать новый срез общественного мнения и посмотреть, что же изменилось в сознании наших сограждан. И тем любопытнее оказалась полученная динамика. По каким-то вопросам наблюдаются заметные изменения, в других темах тенденции в целом сохранились.
В июле в ходе общероссийского опроса россиянам был задан вопрос о том, чего они боятся больше всего. Аналогичный опрос проводился в 2004 году. Полученные результаты показали, что за годы, прошедшие с прошлого исследования, страхи россиян остались прежними, и главный из них, что логично, касается потери близких. Однако небольшие нюансы в динамике по некоторым пунктам демонстрируют, как подвижки в социально-политическом поле изменили мировоззрение россиян (см. Диаграмму 1).
Диаграмма 1. Чего Вы боитесь больше всего в вашей жизни? (%) (Не приведены варианты ответов, набравшие менее 2% голосов, а также доля затруднившихся ответить).
Источник: Ромир, июль 2015
Итак, как было сказано выше, по-прежнему больше всего респонденты боятся потери (болезни и смерти) родных и близких. Такой вариант ответа указали 33% сегодня и 32% опрошенных в 2004 году. А вот вторая и третья строчки в рейтинге страхов россиян по прошествии одиннадцати лет поменялись местами. Если в 2004 году 14% респондентов больше всего боялись нищеты, то в этом году 14% признались в своей боязни войны. Нищеты сегодня опасаются 9% россиян.
Отметим, что страх войны выше среди жителей Южного и Северо-Кавказского округов – там такой вариант ответа указали 23% и 19% соответственно. Жители этих регионов о войне знают не понаслышке. И сегодня слишком близко слышны звуки выстрелов.
Кризис, сокращения зарплат и персонала вызвали почти трехкратное увеличение доли россиян, которые боятся потерять работу – с 3% в 2004 году до 8% в текущем. Причем среди активного трудоспособного населения 25-44 лет такой вариант ответа указали 12% респондентов, т.е. в полтора раза больше, чем по выборке в среднем.
Почти вдвое сократилась доля тех, кто боится пьянства и наркомании своих детей – с 7% в 2004 году до 4% в 2015. Видимо, ситуация с наркоманией и алкоголизмом среди молодежи несколько улучшилась за последние годы. Отсюда и положительная динамика в этом вопросе.
Отметим также, что с момента последнего аналогичного опроса значимо сократился страх россиян перед терактами. В 2004 году такой вариант ответа указали 5% опрошенных, а в этом году – только 1%. За последние годы страну потрясли скорее несколько техногенных катастроф, нежели терактов. Поэтому страх перед террористами понемногу отступает.
По остальным вариантам доли полученных ответов практически не изменились. Потери трудоспособности опасаются 6% россиян, старости – 5%, распада семьи – 4%. Даже такой вариант ответа как «ничего не боюсь» тоже остался почти неизменным. Сегодня такое заявление сделали 4% опрошенных, а 11 лет назад таковых было 3%. Любопытно, что значительно выше доля бесстрашных россиян среди сибиряков – каждый десятый (10%) житель Сибири заявил, что он ничего не боится.
«Эти изменения вполне объяснимы, - говорит президент исследовательского холдинга Ромир Андрей Милехин. – За десять последних лет благосостояние россиян, особенно горожан, выросло. Страх перед нищетой немного отступил по сравнению с ситуацией 2004 года, когда экономические потрясения 90-х были еще свежи. Но вместе с выросшим благосостоянием выросло и новое поколение потребителей, для которых важна работа, и потому ощутим страх перед ее потерей. Примечательным выглядит усилившийся страх россиян перед войной. Последние внешнеполитические события заставили многих вспомнить о реальной военной угрозе, что незамедлительно отразилось на общественных настроениях».
* В июльском опросе приняли участие 1500 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и старше, проживающих во всех типах городов и в сельской местности, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое население России.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 988 60 81