Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

550 рублей потратил в августе 2015 года среднестатистический российский горожанин за один поход в магазин

Средний чек в августе текущего года составил 550 рублей, что на 1,6% меньше, чем месяцем ранее. В годовом выражении также произошло снижение показателя среднего на 2,1%. Вполне вероятно, это объясняется сезонным снижением цен на ряд продуктов, в первую очередь овощей и фруктов. За единоразовую покупку россияне тратят все меньше, хотя общая потребительская активность все лето потихоньку росла. То есть горожане по-прежнему практикуют стратегию экономии через поиск наиболее интересных ценовых предложений в большем количестве торговых точек. Сильнее всего средний чек в августе просел в центре страны за счет пропорционального его сокращения в столице на -6%. Средний чек в Санкт-Петербурге по результатам августа оказался выше, чем в Москве, чего не наблюдалось никогда ранее. Средний чек худеет из месяца в месяц во всех торговых каналах. И прошедший месяц не стал исключением. В разрезе года наиболее ощутимые потери – на 100 рублей – были зафиксированы в гипермаркетах.

Индекс «Среднего чека», как и другие индексы - потребительской активности (ИПА) и «Кофе с Молоком» (КсМ) - рассчитывается основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Информация о покупках, поступающая в режиме онлайн от 10 000 покупателей в городах с населением от 100 тысяч человек, позволяет видеть не только категории и объем товаров повседневного спроса, которые покупают россияне, но и отслеживать динамику затрат горожан в абсолютном (денежном) и процентном выражении.

Итак, средний чек в августе текущего года почти не изменился относительно показателя предыдущего месяца и составил 550 рублей. Таким образом, в среднем по стране за месяц чек похудел на -1,6%. По сравнению с величиной среднего чека в августе прошлого года также наблюдается его снижение на -2,1%. Если к этим показателям добавить значение месячной и годовой инфляции, то можно говорить об ощутимом снижении реальных единовременных затрат россиян на товары повседневного спроса на -17,7% по году.

Карта 1. Показатель среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.

Показатель среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.

Источник: Romir Scan Panel, август 2015

В регионах страны в августе средний чек в целом не сильно изменился относительно июльских показателей. Исключением стали только Центральный ФО и Дальний Восток. В центре страны средний чек второй месяц подряд снижается: - 6,8% в июлю и -2,9% к июню. На Дальнем же Востоке, наоборот, чек второй месяц растет, прибавляя каждый раз по 5%.

График 1. Динамика среднего чека по федеральным округам, в рублях.

Динамика среднего чека по федеральным округам, в рублях.

Источник: Romir Scan Panel, август 2015

Основной причиной падения среднего чека в центре стала усилившаяся экономия жителей столицы. Как мы писали в обзоре индекса потребительской активности, в августе москвичи сократили свои повседневные траты на 6% за счет сокращения среднего чека с 741 рубля в июле до 710 рублей в августе. Относительно августа прошлого года средний чек в Москве потерял 10 рублей, показав снижение на -1,4%.

В Санкт-Петербурге средний чек по итогам августа оказался даже чуть-чуть выше, чем в Москве и составил 714 рублей. Месяцем ранее этот показатель был выше на 3% и составлял 737 рублей. В августе же прошлого года средний чек в северной столице равнялся 694 рублям. То есть за год он прибавил 20 рублей или почти 3%.

Таким образом, можно констатировать, что жители обеих столиц экономят сильнее даже, чем жители других миллионников, где средний чек в августе вырос относительно июля почти на процент. В городах с населением от 500 тысяч до миллиона средний чек тоже прибавил 1% к своему июльскому значению. А вот в малых городах в августе средний чек похудел почти на 3% относительно предыдущего месяца.

В разрезе торговых каналов средний чек в августе показал повсеместное снижение: -5,4% в гипермаркетах, -7,2% в супермаркетах, по -4,4% в дискаунтерах и магазинах традиционной торговли через прилавок. Стоит отметить, что средний чек с начала текущего года имеет тенденцию к снижению из месяца в месяц во всех каналах современной торговли. По сравнению с прошлым годом средний чек сильнее всего похудел в гипермаркетах, потеряв почти 100 рублей относительно августа 2014. В супермаркетах значение среднего чека в прошедшем августе оказалось равным величине чека летом прошлого года. Аналогичная ситуация наблюдается и в дискаунтерах.

 

 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10000 россиян, 4000 домохозяйств в 56 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

 

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81,

+7 (926) 519 66 13

pressa@romir.ru

 

Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены