Интернет-банкинг – наиболее востребованная и универсальная банковская услуга среди компаний, зарплатные проекты менее популярны и чаще распространены среди крупных предприятий. Таковы результаты всероссийского опроса предпринимателей, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в июне 2015 г.*
Наиболее востребованная среди российских компаний банковская услуга - системы дистанционного обслуживания («Интернет-Банк», «Клиент-банк»), более половины опрошенных (56%) предпринимателей указали, что в настоящее время пользуются ею. При этом в большей степени это свойственно средним по численности сотрудников организациям (72%), а в меньшей – малому бизнесу (49%).
Вторая по распространенности среди бизнеса услуга – кредитование, четверть руководителей отметили ее (26%), и чем масштабнее компания, тем чаще такая услуга становится востребована (25% среди малых предприятий против 33% среди крупных).
Зарплатные проекты имеют только 18% предприятий, и такая банковская услуга – третья по популярности среди бизнеса. Однако и здесь есть особенность, крупные организации значительно чаще пользуются этим сервисом (45%), нежели средние компании (31%) или малые (10%).
Менее востребованные услуги – лизинг (6% компаний им пользуются), банковские гарантии (5%), срочные депозиты и услуги по инкассации наличности (по 4%), валютный контроль и эквайринг (по 3%).
Хотя чем крупнее компания, тем чаще они обращаются за такими услугами как лизинг, инкассационный сервис и международные расчеты (их используют 12%, 21% и 9% представителей крупного бизнеса соответственно).
Факиторинг и депозиты «овернайт» - наименее распространенные среди бизнеса банковские услуги, ими пользуются лишь по 1% предприятий.
Стоит отметить, что указанными услугами вероятнее всего компании продолжат пользоваться в ближайший год в том же объеме (см. Табл.2).
* Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в июне 2015 г. Опрошено 500 руководящих сотрудников предприятий микро, малого, среднего и крупного бизнеса в 8 федеральных округах России. Критерии разбивки предприятий по размеру установлены согласно Федеральному закону от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Статистическая погрешность не превышает 4,4%.
Таблица № 1. Распределение ответов на вопрос: «Какими банковскими услугами Ваше предприятие пользуется в настоящее время?», % от опрошенных в целом и по группам
В целом по выборке |
Размер предприятия |
|||
Малое предприятие |
Среднее предприятие |
Крупное предприятие |
||
Системы дистанционного обслуживания «Интернет-Банк», «Клиент-банк» |
56 |
49 |
72 |
55 |
Кредитование |
26 |
25 |
29 |
33 |
Зарплатные проекты |
18 |
10 |
31 |
45 |
Лизинг |
6 |
4 |
11 |
12 |
Аккредитивы и банковские гарантии |
5 |
3 |
10 |
9 |
Срочные депозиты |
4 |
3 |
5 |
9 |
Услуги по доставке/инкассации наличности |
4 |
1 |
7 |
21 |
Международные расчеты и валютный контроль |
3 |
1 |
7 |
9 |
Эквайринг |
3 |
2 |
4 |
3 |
Депозиты «овернайт» |
1 |
1 |
2 |
3 |
Факторинг |
1 |
0 |
2 |
3 |
Таблица № 2. Распределение ответов на вопрос: «Назовите также услуги, которыми Ваше предприятие планирует продолжить или начать пользоваться в ближайшие 12 месяцев?»**, % опрошенных
|
Пользуются сейчас |
Планируют продолжить/начать пользоваться |
Системы дистанционного обслуживания «Интернет-Банк», «Клиент-банк» |
56 |
54 |
Кредитование |
26 |
24 |
Зарплатные проекты |
18 |
19 |
Лизинг |
6 |
7 |
Аккредитивы и банковские гарантии |
5 |
5 |
Срочные депозиты |
4 |
5 |
Услуги по доставке/инкассации наличности |
4 |
4 |
Международные расчеты и валютный контроль |
3 |
3 |
Эквайринг |
3 |
3 |
Депозиты «овернайт» |
1 |
1 |
Факторинг |
1 |
1 |
Затрудняюсь ответить |
- |
36 |
** Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов
Источник: НАФИ
Ольга Стасевич, руководитель направления корпоративных исследований НАФИ: «Существуют географические различия в структуре пользования финансовыми услугами. Так, доля пользователей кредитными продуктами выше на Юге России, Урале, в Поволжье и на Северном Кавказе, в то время как пользование зарплатным проектом и эквайрингом в большей степени свойственно бизнесменам Сибири и Дальнего Востока. Указанные различия в потребительском поведении объясняются разной отраслевой структурой предприятий и культурными особенностями.
В случае с южными регионами в структуре МСП выше доля компаний, занятых в секторе сельского хозяйства. Ввиду специфики своей деятельности они чаще вынуждены обращаться за кредитными продуктами по причине более высоких рисков, связанных с сезонными факторами. Кроме того, у данного сегмента больше возможностей получить кредит по причине приоритетности указанного сектора для государства, в особенности на фоне объявленного импортозамещения.
Ориентация на пользование эквайрингом и зарплатным проектом в Сибири и на Дальнем Востоке объясняется более высоким спросом населения на безналичные платежи, формирующийся под влиянием восточных соседей – Южной Кореи и Китая, уровень технологического развития которых значимо выше».