Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Банковские услуги среди бизнеса

Интернет-банкинг – наиболее востребованная и универсальная банковская услуга среди компаний, зарплатные проекты менее популярны и чаще распространены среди крупных предприятий. Таковы результаты всероссийского опроса предпринимателей, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в июне 2015 г.*

Наиболее востребованная среди российских компаний банковская услуга - системы дистанционного обслуживания («Интернет-Банк», «Клиент-банк»), более половины опрошенных (56%) предпринимателей указали, что в настоящее время пользуются ею. При этом в большей степени это свойственно средним по численности сотрудников организациям (72%), а в меньшей – малому бизнесу (49%).

Вторая по распространенности среди бизнеса услуга – кредитование, четверть руководителей отметили ее (26%), и чем масштабнее компания, тем чаще такая услуга становится востребована (25% среди малых предприятий против 33% среди крупных).

Зарплатные проекты имеют только 18% предприятий, и такая банковская услуга – третья по популярности среди бизнеса. Однако и здесь есть особенность, крупные организации значительно чаще пользуются этим сервисом (45%), нежели средние компании (31%) или малые (10%).

Менее востребованные услуги – лизинг (6% компаний им пользуются), банковские гарантии (5%), срочные депозиты и услуги по инкассации наличности (по 4%), валютный контроль и эквайринг (по 3%).

Хотя чем крупнее компания, тем чаще они обращаются за такими услугами как лизинг, инкассационный сервис и международные расчеты (их используют 12%, 21% и 9% представителей крупного бизнеса соответственно).

Факиторинг и депозиты «овернайт» - наименее распространенные среди бизнеса банковские услуги, ими пользуются лишь по 1% предприятий.

Стоит отметить, что указанными услугами вероятнее всего компании продолжат пользоваться в ближайший год в том же объеме (см. Табл.2).

* Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в июне 2015 г. Опрошено 500 руководящих сотрудников предприятий микро, малого, среднего и крупного бизнеса в 8 федеральных округах России. Критерии разбивки предприятий по размеру установлены согласно Федеральному закону от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Статистическая погрешность не превышает 4,4%.

 

Таблица № 1. Распределение ответов на вопрос: «Какими банковскими услугами Ваше предприятие пользуется в настоящее время?», % от опрошенных в целом и по группам

В целом по выборке

Размер предприятия

Малое предприятие

Среднее предприятие

Крупное предприятие

Системы дистанционного обслуживания «Интернет-Банк», «Клиент-банк»

56

49

72

55

Кредитование

26

25

29

33

Зарплатные проекты

18

10

31

45

Лизинг

6

4

11

12

Аккредитивы и банковские гарантии

5

3

10

9

Срочные депозиты

4

3

5

9

Услуги по доставке/инкассации наличности

4

1

7

21

Международные расчеты и валютный контроль

3

1

7

9

Эквайринг

3

2

4

3

Депозиты «овернайт»

1

1

2

3

Факторинг

1

0

2

3

 

Таблица № 2. Распределение ответов на вопрос: «Назовите также услуги, которыми Ваше предприятие планирует продолжить или начать пользоваться в ближайшие 12 месяцев?»**, % опрошенных

 

Пользуются сейчас

Планируют продолжить/начать пользоваться

Системы дистанционного обслуживания «Интернет-Банк», «Клиент-банк»

56

54

Кредитование

26

24

Зарплатные проекты

18

19

Лизинг

6

7

Аккредитивы и банковские гарантии

5

5

Срочные депозиты

4

5

Услуги по доставке/инкассации наличности

4

4

Международные расчеты и валютный контроль

3

3

Эквайринг

3

3

Депозиты «овернайт»

1

1

Факторинг

1

1

Затрудняюсь ответить

-

36

** Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов

Источник: НАФИ

Ольга Стасевич, руководитель направления корпоративных исследований НАФИ: «Существуют географические различия в структуре пользования финансовыми услугами. Так, доля пользователей кредитными продуктами выше на Юге России, Урале, в Поволжье и на Северном Кавказе, в то время как пользование зарплатным проектом и эквайрингом в большей степени свойственно бизнесменам Сибири и Дальнего Востока. Указанные различия в потребительском поведении объясняются разной отраслевой структурой предприятий и культурными особенностями.

В случае с южными регионами в структуре МСП выше доля компаний, занятых в секторе сельского хозяйства. Ввиду специфики своей деятельности они чаще вынуждены обращаться за кредитными продуктами по причине более высоких рисков, связанных с сезонными факторами. Кроме того, у данного сегмента больше возможностей получить кредит по причине приоритетности указанного сектора для государства, в особенности на фоне объявленного импортозамещения.

Ориентация на пользование эквайрингом и зарплатным проектом в Сибири и на Дальнем Востоке объясняется более высоким спросом населения на безналичные платежи, формирующийся под влиянием восточных соседей – Южной Кореи и Китая, уровень технологического развития которых значимо выше».

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены