Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Лояльность vs удовлетворенность: юридические лица оценили работу банков

Большинство предпринимателей довольны качеством обслуживания в своем банке, хотя лояльность проявляют невысокую. Об этом свидетельствуют результаты опроса руководящих сотрудников российских предприятий, проведенного в феврале 2015 года* и посвященного оценке Индекса потребительской лояльности (NPS, или Net Promoter Score). Данный индекс рассчитывается на основании разделения потребителей на три условные группы – «промоутеров», или сторонников, «нейтралов» и «критиков» в зависимости от того, готовы ли клиенты рекомендовать банк своим коллегам и партнерам.

Полностью или скорее удовлетворены работой основного банка 93% опрошенных. Абсолютно недовольных среди респондентов не оказалось, однако, некоторые недостатки в работе кредитно-финансовых учреждений были отмечены (Таб.3). Так, 13% участников исследования указали, что простые операции занимают слишком много времени. Другая распространенная проблема - сложность оперативно дозвониться до банка (ее отметили 7% респондентов). Примерно столько же руководящих сотрудников предприятий (5%) выразили свое недовольство технической поддержкой. Впрочем, большинство опрошенных не сталкивались с какими-либо недостатками - таких 35% (Таб.4).

Высокий уровень удовлетворенности услугами банка не гарантирует такую же степень лояльности. Так, среднее значение NPS в сегменте b2b составляет 26%, что свидетельствует о средней позиции. Рекомендовать свой основной банк готов каждый второй опрошенный (50%). Четверть, а именно 26% участников исследования, в целом удовлетворены работой кредитно-финансового учреждения, но не спешат советовать его другим. И практически такая же доля респондентов (24%) рассматривают альтернативного поставщика финансовых услуг. (Таб.1)

Больше всего промоутеров оказалось среди компаний, основанных в период с 1991 по 2000 года (54%) и представителей среднего бизнеса (53%). В свою очередь, нейтральную позицию чаще занимают предприятия, созданные в 1990 году и раньше.

На решительные меры готовы немногие: только 8% опрошенных руководителей компаний сообщили о том, что в их планы входит смена основного банка (1% уже начали эту процедуру и 7% рассматривают). Стоит отметить, что среди «критиков» 20% уже решили или намерены в ближайшее время сменить банк. (Таб.2)

* Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в феврале 2015 г. Опрошено 500 руководящих сотрудников предприятий микро, малого, среднего и крупного бизнеса в 8 федеральных округах России. Критерии разбивки предприятий по размеру установлены согласно Федеральному закону от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Статистическая погрешность не превышает 4,4%.

 

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «Насколько вероятно, что вы порекомендуете этот банк родственникам, друзьям, знакомым? При ответе используйте 10-балльную шкалу, 1 – точно не порекомендую, а 10 – точно порекомендую», % опрошенных

Группы

%

Промоутеры/Сторонники (9-10 баллов) — клиенты, которые лояльны банку и готовы рекомендовать ее своим знакомым

50

Нейтралы (7-8 баллов) — пассивные клиенты банка, которые в целом удовлетворены им, но не обладают стремлением рекомендовать его другим

26

Критики (1-6 баллов) — не удовлетворены банком, не будут его рекомендовать, возможно, находятся в поиске альтернативы

24

Коэффициент лояльности (Net Promoter Score) – разница между долей критиков и сторонников

26

 

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: «Намерено ли Ваше предприятие в ближайшее время сменить свой основной банк?», % опрошенных

 

Все опрошенные

Критики

Нейтралы

Промоутеры

Да, намерены, мы
сейчас меняем банк

1

6

1

1

Да, такая возможность
 рассматривается

7

14

7

3

Нет, не намерены

85

76

86

94

Затрудняюсь ответить

7

4

6

2

 

Таблица 3. Распределение ответов на вопрос: «Насколько Вы довольны качеством обслуживания в вашем основном банке?», % опрошенных

Группы

%

Полностью удовлетворены

58

Скорее удовлетворены

35

Скорее не удовлетворены

4

Совсем не удовлетворены

0

Затрудняюсь ответить

3

 

Таблица 4. Распределение ответов на вопрос: «С какими недостатками банковского обслуживания приходилось сталкиваться Вашей организации за последний год?», % опрошенных

Группы

%

Простые операции занимают слишком много времени

13

До банка очень сложно дозвониться

7

Банк оказывает плохую техническую поддержку

5

Работники банка не имеют полномочий и вынуждены согласовывать с руководством даже простые решения

4

В банке отсутствует индивидуальный подход к клиенту

3

Работникам банка не хватает знания рынка, на котором работает мое предприятие

3

Обслуживание в банке излишне формализовано

3

Банк строго не придерживается условий договора

3

Информация об услугах недоступна или непонятна

2

Работники банка невежливы и неприветливы

2

Ни с какими недостатками не сталкиваемся

35

Другое

20

Затрудняюсь ответить

21

 

Лобанова Ирина, руководитель Департамента исследований банковского сектора НАФИ: «Средним показателем NPS принято считать 10-15%, однако многое зависит от специфики рынка, о котором идет речь. Например, для категории FMCG такой результат может считаться средним, однако для финансовой отрасли, где взаимодействие с клиентом носит длительный характер, а коммуникация осуществляется через множество каналов, особенно для сегмента юридических лиц, средним можно считать показатель в 25-30%. В текущей ситуации, когда среднее значение индекса по рынку равно 26%, а уровень удовлетворенности достаточно высок, можно говорить о том, что работа большей части банков по формированию продуктовой линейки, продвижению различных сервисов и контролю качества обслуживания достаточно эффективна. Однако активность банков в развитии клиентских отношений, связанная с формированием эмоциональной связи с брендом кредитно-финансовой организации, которая позволяет удержать клиента в том случае, когда он получает более выгодные предложения со стороны конкурентов, пока невысока»

Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены