Доля россиян, оплачивающих интернет-покупки банковской картой, за два года выросла с 41% до 64%. Таковы результаты всероссийского опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в январе 2015 г.*
Еще два года назад наличный расчет в онлайн-торговле был распространен практически в той же мере, что и оплата с помощью карты (37% и 41% соответственно). Сегодня доля безналичных платежей по карте выросла более чем на 50%, а доля наличных, наоборот, снизилась почти на четверть. Оплата интернет-покупок с помощью электронных платежных систем распространена среди пятой части опрошенных. Платежные терминалы как средство проведения платежей по онлайн-торговле стали менее востребованы по сравнению с 2013 годом (20% в 2013 г. против 13% в 2015). Также снизилось число оплачивающих покупки через мобильный телефон (с 11% в 2013 г. до 5% в 2015).
При этом доля интернет-покупок с 2013 года практически не изменилась. Их совершают около четверти россиян (23% в 2015 году против 19% в 2013). Говоря о своем последнем опыте подобного шопинга, половина онлайн-покупателей (49%) остались довольны сервисом интернет-магазина. Еще 42% в целом удовлетворены, хотя и возникали сложности. Только 6% опрошенных выразили недовольство качеством обслуживания онлайн-магазином.
* Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в январе 2015 года. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Таблица 1. Распределение ответов на вопрос «Приходилось ли Вам оплачивать товары и услуги через Интернет за последние 12 месяцев?», в % от всех опрошенных
|
2013 |
2015 |
Да |
19 |
23 |
Нет |
81 |
77 |
Таблица 2. Распределение ответов на вопрос «Как Вы обычно оплачиваете покупки, совершенные через Интернет?»**, в % от тех, кто совершал интернет-покупки
|
2013 |
2015 |
Наличными курьеру |
37 |
29 |
Банковской картой |
41 |
64 |
Через электронную платежную систему (например, Webmoney) |
24 |
20 |
В платежном терминале |
20 |
13 |
Через мобильный телефон |
11 |
5 |
В отделении банка наличными |
5 |
2 |
Картой предоплаты |
4 |
1 |
Наличными через Почту России |
7 |
9 |
Другое |
2 |
3 |
Затрудняюсь ответить |
0 |
1 |
Таблица 3. Распределение ответов на вопрос «Вспомните последнюю покупку, совершенную через Интернет-магазин. Насколько Вы остались довольны качеством обслуживания», в % от тех, кто совершал интернет-покупки
Очень довольны, отличное качество сервиса |
49 |
В целом довольны, но есть недостатки |
42 |
Скорее не довольны, возникали сложности |
5 |
Абсолютно не довольны, сервис был очень плохим |
1 |
Затрудняюсь ответить |
3 |
**Сумма ответов превышает 100%, т.к. вопрос предусматривал возможность множественного выбора.
Лобанова Ирина, руководитель департамента исследований банковского сектора НАФИ:
«Увеличение доли потребителей, использующих для оплаты интернет-покупок банковские карты, обусловлено несколькими причинами. Значимым фактором в данном случае является рост пользователей банковских карт. Только за последние два года доля пользователей различных карточных продуктов – зарплатных, кредитных, дебетовых, социальных – увеличилась с 58% до 71%, согласно данным НАФИ. Не стоит забывать и о возрастающей активности финансовых организаций, стремящихся повысить долю безналичных платежей. Многие банки и процессинговые компании за последние три года повысили эффективность продвижения услуг интернет и мобильного эквайринга, а также сервиса приема банковских карт с помощью мобильных POS-терминалов. С другой стороны наиболее крупные эмитенты банковских карт за последние два года расширили набор предложений по карточным программам лояльности, что также сказалось на заинтересованности клиентов в смене способа оплаты, будь то наличные или платежные терминалы. Однако сравнительно небольшой рост количества пользователей услуг интернет-магазинов свидетельствует о том, что уровень доверия к безналичным платежам среди населения еще недостаточно высок, особенно это касается малоопытных пользователей расчетных финансовых продуктов».