Исследовательский холдинг Ромир начинает новый проект под названием «Россия. 10 лет спустя». В ходе регулярных опросов россиянам вновь были адресованы те же вопросы, что им задавались в разное время в период с 2000 по 2005 год. За годы существования и развития новой России изменилась страна, произошла масса событий как приятных, так и печальных. Меняются поколения. Меняется мир. Все это не могло не сказаться на мировоззрении россиян. Десятилетний период – хороший срок, чтобы сделать новый срез общественного мнения и посмотреть, что же изменилось в сознании наших сограждан. И тем любопытнее оказалась полученная динамика. По каким-то вопросам наблюдаются заметные изменения, в других темах тенденции в целом сохранились.
В сентябре в ходе общероссийского опроса* россиянам был задан вопрос о том, с какими образами они ассоциируют Россию. Аналогичный опрос проводился в 2003 году. Полученные результаты показали, что за годы, прошедшие с прошлого аналогичного исследования, образ Родины у респондентов приобрел натуралистичные оттенки. Россияне все больше ассоциируют страну с природой, деревней и даже медведем (см. Диаграмму1).
Диаграмма 1. Есть ли у Вас какой-либо образ Родины, и, если «да», то с чем он связан? (%)
*Возможно несколько вариантов ответов, поэтому сумма превышает 100%.
Источник: Ромир, сентябрь 2015
Итак, по-прежнему наиболее ярким образом России респонденты назвали русскую природу. За 12 лет с момента последнего опроса доля таких ответов увеличилась на 10% - с 31% до 41%. Почти равное количество россиян – по 26-27% – продолжили список образов страны такими определениями, как русская деревня, березы и образ матери. Отметим, что образы деревни и берез усилились с 16-17% в 2003 году. А вот образ матери немного потускнел – доля ответов сократилась на 4%.
Каждый пятый опрошенный (19%) связывает образ России с русской женщиной. И таких ответов за 12 лет стало больше на 2%. Зато за годы, прошедшие с последнего опроса, ощутимо окреп образ медведя, с которым респонденты ассоциируют страну. Сегодня такой ответ дали 12% респондентов, тогда как в 2003 году доля составляла всего 3%.
Богородица и воинственная Родина-мать с одноименного плаката собрали практически то же количество голосов, что 12 лет назад – 10% и 11% соответственно. Доля затруднившихся с ответом на поставленный вопрос уменьшилась в рамках статистической погрешности. Поэтому увеличение количества голосов по другим вариантам говорит о расширении ассоциативного ряда у россиян.
В разных социально-демографических группах не было выявлено каких-либо значимых различий при ответе на поставленный вопрос. Любопытно, пожалуй, только одно наблюдение. Об образе медведя, как символе России, чаще говорили мужчины, представили молодежной возрастной группы, россияне с высоким доходом и жители Сибири.
Почему образ Родины для россиян за 12 лет стал более приближенным к природе – березы, медведь, деревня?
«С одной стороны, возможно, это естественная тяга к корням, - поясняется президент исследовательского холдинга Ромир Андрей Милехин. - Не исключено, что накладывает отпечаток мода последнего времени на все натуральное и природное. Усиление же образа медведя, видимо, говорит о той силе, которую респонденты склонны приписывать России. Особенно явно такие настроения проявляются среди молодежи, пребывающей на пике патриотизма. Хотя высокая доля ответов о сравнении образа страны с медведем в высокодоходной группе, вероятно, объясняется обратным явлением. Россияне с высоким доходом выражают больший скептицизм по поводу нынешнего положения дел в стране. Возможно, поэтому образ медведя они в большей степени связывают с неуклюжестью, импульсивностью, но все равно с силой и мощью».
* В опросе приняли участие 1500 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и старше, проживающих во всех типах городов и в сельской местности, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое население России.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 988 60 81