Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Продовольственная безопасность

Россияне кормятся урожаями с личных огородов

Сентябрьский всероссийский опрос Ромир показал, что почти половина населения страны (49%) занимается домашними заготовками из урожаев, выращенных на собственных приусадебных участках. Причем более трети из них (37%) обеспечивают собственными заготовками от 30% до 50% общей продуктовой корзины домохозяйства. На вопрос о том, как изменились объемы зимних заготовок в этом году по сравнению с предыдущими, почти четверть россиян заявили, что в этом году создали большие запасы, чем в прошлые годы. Причем 7% из числа заготовителей признались, что в этом году вспомнили свой опыт домашнего консервирования, не применявшийся в предыдущие годы.  Таким образом, можно говорить о том, что градус экономической тревожности россиян немного повысился в этом году на фоне высокой инфляции и постоянно растущих цен. Но у наших сограждан присутствует поколениями выработанный иммунитет  подобным трудностям. При невозможности купить какие-то продукты они начинают производить их сами, обеспечивая продовольственную безопасность.

В рамках сентябрьского опроса населения исследовательский холдинг Ромир решил выяснить у россиян, как в этом году обстоят дела с заготовками на зиму овощей, фруктов, солений и варений из урожаев, выращенных на собственных приусадебных участках. Сложная экономическая ситуация и растущие цены, казалось бы, должны были подтолкнуть россиян к переходу на натуральное хозяйство. Многие поколения россиян привыкли при ухудшении экономических условий переходить на самообеспечение и существенно дополнять свою продуктовую корзину урожаями с собственных садов и огородов. И, действительно, результаты последнего опроса подтвердили традиционную реакцию россиян на ухудшение экономической ситуации. 

Итак, в рамках опроса выяснилось, что доля семей, которые имеют дачи и приусадебные участки, с годами почти не меняется. Так, если в 2011 году, когда последний раз проводился аналогичный опрос,  о наличии дач и огородов заявляли 59% опрошенных. В этом году этот показатель оказался равен 56%.

Причем почти на всех участках россияне устраивают небольшие огородные хозяйства. Так, в этом году в этом признались 89% из числа дачников.  И 94% огородников заявили, что делают домашние заготовки из овощей и фруктов, выращенных собственными руками. Таким образом, в пересчете на все население страны получается, что каждый второй россиянин (49%) занимается домашними заготовками на зиму. В 2011 году этот показатель равнялся 54%.

Тем респондентам, которые заявили, что делают домашние заготовки из собственноручно выращенных овощей и фруктов, был задан вопрос о том, какую долю они составляют в общей продуктовой корзине семьи. Четыре года назад треть респондентов (32%) заявляли, что домашние заготовки составляли половину и более их общей продуктовой корзины. В этом году доля таких ответов уменьшилась вдвое и составила 15%. Зато в текущем году значительно (до 37%) увеличилось доля семей, которые доля домашних заготовок в общем объеме потребляемых продуктов занимает от 30% до 50%. В 2011 году такой ответ указывали четверть респондентов (25%). Доля семей, в которых домашние заготовки составляют не более трети от общего рациона, с момента прошлого опроса не изменилась и осталась на уровне 39%.

 

Таблица 1. Если взять весь объем продуктов, потребляемых дома за 100%, какая доля примерно приходится на домашние заготовки соленья?

Объем продуктов в общей продуктовой корзине, приходящийся на домашние заготовки

2015, %

2011, %

Менее 10 %

8

9

От 10 % до 29%

31

30

От 30 % до 49%

37 ↑

25

50 % и более

15 ↓

32

Затрудняюсь ответить

9

4

Источник данных: Ромир, сентябрь 2015

На первый взгляд может показаться, что по сравнению с периодом четырехлетней давности благосостояние населения немного улучшилось, если число семей, выживающих в основном за счет собственных урожаев, начало сокращаться. Однако увеличение в полтора раза количества домохозяйств, которые на 30-50% формируют свою продуктовую корзину из собственных заготовок, говорит о том, в целом ситуация не сильно изменилась. Россияне по-прежнему продолжают выживать за счет собственных огородов. С другой стороны, таким традиционным способом наши соотечественники обеспечивают свою продуктовую безопасность. Никакие санкции и импортозамещения им не страшны.

Тем не менее, о повышении уровня тревожности среди потребителей говорят результаты ответов на следующий вопрос. Респондентам было предложено оценить объемы заготовок, сделанных в этом году, и сравнить их с опытом предыдущих лет. Так, 7% из числа заготовителей завили, что в отличие от прошлых лет в году текущем сделали заготовки. Еще 38% ответили, что сделали в этом году больше заготовок, чем в прошлые годы. 34% ответили, что объемы заготовок не изменились. И 21% отвечавших указали на снижение объемов сделанных запасов.

Таким образом, в пересчете на все население страны почти четверть россиян активнее, чем в предыдущие годы, включились в создание зимних запасов.  Причем, что логично, несколько чаще об этом заявляли россияне с низким доходом, жители малых городов и сельской местности.

* В опросе приняли участие 1500 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и старше, проживающих во всех типах городов и в сельской местности, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое  население России. 

 

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81, pressa@romir.ru

Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены