Все больше россиян замечают изменения ассортимента на прилавках магазинов в связи с введением продуктовых санкций в августе 2014 года. За последний год число российских потребителей, отметивших исчезновение из продажи некоторых или многих привычных продуктовых марок, выросло до 43%. Годом ранее этот показатель был ровно вдвое меньше. Одновременно 39% россиян отметили ухудшение качества продуктов в течение последнего года. При этом 71% россиян в той или иной степени поддерживают продление продуктового эмбарго, считая его адекватным ответом странам Запада на их санкции в адрес России. Также часть респондентов считают санкционный период хорошей возможностью для развития местных производителей.
Исследовательский холдинг Ромир продолжает следить за реакцией потребителей на введенные в августе 2014 года продуктовые санкции. Первые опросы были проведены в сентябре/октябре прошлого года и в апреле нынешнего года. Спустя год можно с уверенностью сказать об уверенном росте числа потребителей, которые замечают изменения ассортимента в привычных для себя местах покупки.
Как и год назад, респондентам был задан вопрос о том, заметили ли они изменения в ассортименте продуктовых полок магазинов в связи с продуктовыми санкциями. И если в сентябре прошлого года последствия санкций заметили лишь 21% опрошенных, то в сентябре текущего года такой ответ дали 43% россиян. Причем 37% отметили исчезновение некоторых марок, а 6% - большинства привычных им брендов. Соответственно, сократилась доля тех, кто не заметил изменений в ассортименте торговых марок – с 79% в сентябре прошлого года до 58% в сентябре нынешнего (см. Диаграмму 1).
Диаграмма 1. В связи с введенными Россией продуктовыми санкциями заметили ли Вы изменение ассортимента в магазинах, где Вы обычно делаете покупки? (%)
Источник: Ромир, сентябрь 2015
Как и в прошлых опросах в целом об изменениях на полках магазинов чаще, чем в среднем по выборке говорили жители крупных городов (60%), россияне с высоким доходом (54%). По-прежнему замеченность изменения ассортимента в магазинах выше в Северо-Западном регионе (57%), где до санкций широко присутствовали скандинавские бренды.
Также респондентам был задан вопрос о том, изменилось ли, по их мнению, качество продуктов за последний год. Более половины респондентов (52%) считают, что за последний год качество продуктов не изменилось. При этом общее число тех, кто отметил изменения качества товаров в худшую сторону, составило 39% . Об ухудшении качества некоторых товаров и марок заявили 30% респондентов, к ним присоединились 9 % респондентов, заявивших, что ухудшение качества произошло в большинстве товаров.
Россиянам впервые был задан вопрос о том, как лично на них отразились продуктовые санкции, введенные Россией год назад. И ответы на этот вопрос практически совпали в результатами по предыдущему вопросу. Так, 57% ответили, что не заметили последствий санкций, т.к. ранее не покупали импортных товаров, в т.ч. деликатесов. Еще треть опрошенных (35%) заявили, что некоторые привычные им марки исчезли с полок магазинов, но они с легкостью смогли найти им замену.
Серьезно «страдающих» от санкционных запретов среди россиян оказалось порядка 8%. Сложности с брендозамещением возникли у 6% опрошенных. А 2% россиян заявили, что из-за санкций им вообще пришлось отказаться от ряда товаров, т.к. они так и не смогли найти им замену.
На вопрос об изменении качества товаров за последний год ответы распределились следующим образом. Чуть больше половины россиян (52%) сказали, что, по их менению, качество товаров не изменилось. А вот четверо из десяти опрошенных (39%) отметили в той или иной степени ухудшение качества продуктов. Об улучшении качества заявили 9% россиян.
Об ухудщении качества товаров значительно чаще, чем с реднем по выборке заявляли жители малых городов страны (55%).С аналогичными жалобами также выступили более половины опрошенных на северо-западе России (57%).
Не исключено, что мнение об ухудшении качества товаров продиктовано психологической особенностью человека представлять прошлое в лучшем свете. Однако заявления жителей северо-запада, привыкших к финским продуктам, вероятно, имеют под собой реальную почву для жалоб. Что же касается малых городов, то, видимо, именно в них местные производители в целях экономии и удержания цен на прежнем уровне стали жертвовать качеством.
На вопрос же об отношении к продлению Россией санкций еще на полгода мнения россиян разделились, но с явным перевесом в сторону одобрения эмбарго – 71% против 21% при 8% затруднившихся ответить. При этом 39% заявили, что полностью поддерживают продление санкций, назвав их адекватным ответом Западу на санкции в отношении России. И еще 32% респондентов обосновали свою поддержку санкций, считая период эмбарго хорошим шансом для развития местных производителей.
Среди тех, кто выступает против ответных российских санкций, 11% полагают, что эмбарго только порождает дополнительную коррупцию и создание обманных путей для проникновения запрещенных продуктов на территорию нашей страны. А 10% россиян считают санкции вредными, т.к. из-за них страдает только обычный потребитель – цены растут, а качество товаров-заменителей не блестящее.
Стоит отметить, что выше доля сторонников продления санкций был зафиксирована среди россиян с низким уровнем дохода и респондентов из центральной части страны. А критику в адрес пролонгации санкционного периода чаще высказывали россияне с высокими доходами, а также жители малых городов России.
* В опросе приняли участие 1500 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и старше, проживающих во всех типах городов и в сельской местности, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое население России.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 988 60 81, pressa@romir.ru