84% потребителей заявляют, что экономят на продуктах питания. Причем почти половина покупателей (44%) в качестве стратегии экономии выбрали оптимизацию. Они заявляют, что отказываются от покупки дорогих видов товаров и стараются покупать более дешевые марки среди категорий первой необходимости. Еще четверть семей (26%) стараются вести себя рационально. Они составляют списки продуктов и, поэтому покупают только те товары, которые реально смогут употребить. В первую очередь снижение частоты и объемов покупки (24-28%) затронуло такие категории, как рыба, мясо и сыры. А каждая двенадцатая семья (8%) вообще отказалась от покупки сухофруктов.
За год, прошедший с момента введения Россией продуктового эмбарго на ряд товаров из западных стран, россияне вполне приспособились к последствиям санкций. Более половины россиян вообще не заметили изменения ассортимента на полках. А более трети россиян нашли замену исчезнувшим брендам. Только 2% населения не смогли найти альтернативы исчезнувшим маркам. Однако на изменения в покупательском поведении россиян в отношении санкционных товаров повлияли не только изменения в ассортименте, но и рост цен на них. В связи с этими двумя факторами респондентам в ходе сентябрьского общероссийского опроса был задан вопрос о том, как изменился их стиль покупок санкционных товаров за последний год.
Диаграмма 1. Скажите, пожалуйста, изменился ли за последний год ваш стиль покупок товаров из санкционнных категорий? (%)
Источник: Ромир, сентябрь 2015
Результаты опроса показали, что наименьшие изменения в стиле покупок претерпели такие категории как молоко и молочные продукты. Их с прежней частотой и в прежних объемах покупают 86% и 83% россиян соответственно. 82% респондентов ответили, что никак не изменили стиль покупок овощей. Фрукты также покупают в прежних объемах три четверти российских семей (75%).
Зато в других категориях доля ответов о сокращении покупок оказалась ощутимо выше. Так, 28% россиян заявили, что за последний год стали реже и меньше покупать рыбу и морепродукты. И еще 28% опрошенных дали такой же ответ относительно мяса. Четверть российских семей сократила покупки мясной гастрономии (26%) и сыров (24%).
Говоря об отказе покупать товары из санкционных категорий, россияне чаще упоминали опять же рыбу (5%) и сыры (6%). Но самый высокий показатель в этом варианте ответа был получен по категории сухофруктов (8%).
Данные о потреблении, полученные посредством скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel, также подтверждают опросные результаты. Так, в период с января по сентябрь текущего года было зафиксировано снижение потребления (по весу) сыров (-16%), рыбы и морепродуктов (-12%), консервов (-21%) относительно аналогичного периода прошлого года.
Логично, что неизменным остается потребление самых необходимых продуктов, тем более что цены на молочную продукцию изменились не существенно. А вот подорожание рыбы, сыров и мяса, безусловно, повлекло за собой стремление к экономии в этих категориях, что и выразилось в снижении потребления.
Скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel показывает, что в январе-сентябре текущего года относительно аналогичного периода прошлого года расходы россиян в среднем и целом увеличились на 14%, а на товары повседневного спроса - на 16%. 84% потребителей заявляют, что экономят на продуктах питания. Причем почти половина покупателей (44%) в качестве стратегии экономии выбрали оптимизацию. Они заявляют, что отказываются от покупки дорогих видов товаров и стараются покупать более дешевые марки среди категорий первой необходимости. Еще четверть семей (26%) стараются вести себя рационально. Они составляют списки продуктов и, поэтому покупают только те товары, которые реально смогут употребить.
* В опросе приняли участие 1500 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и старше, проживающих во всех типах городов и в сельской местности, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое население России.
** Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10 000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 10 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 988 60 81, pressa@romir.ru