Исследовательский холдинг Ромир начинает новый проект под названием «Россия. 10 лет спустя». В ходе регулярных опросов россиянам вновь были адресованы те же вопросы, что им задавались в разное время в период с 2000 по 2005 год. За годы существования и развития новой России изменилась страна, произошла масса событий как приятных, так и печальных. Меняются поколения. Меняется мир. Все это не могло не сказаться на мировоззрении россиян. Десятилетний период – хороший срок, чтобы сделать новый срез общественного мнения и посмотреть, что же изменилось в сознании наших сограждан. И тем любопытнее оказалась полученная динамика. По каким-то вопросам наблюдаются заметные изменения, в других темах тенденции в целом сохранились.
В сентябре в ходе общероссийского опроса Ромир исследовал отношение работающих россиян к своей работе. Аналогичный опрос проводился в 2004 году. Полученные результаты показали, что материальная мотивация по-прежнему остается главным стимулом для работающего населения. Так, 45% респондентов заявили, что работа является для них средством обеспечения семьи и себя лично. В 2004 году таких ответов было еще больше – 55%. Тогда, видимо, только оправившись от кризиса 1998 года, вопрос материального обеспечения для россиян стоял еще острее.
При этом стоит отметить, что сегодня в целом женщины рассматривают свою работу как способ обеспечить семью в меньшей степени, чем мужчины. Так 49% мужчин воспринимают себя добытчиками средств для себя и своей семьи, в то время как лишь 40% представительниц слабого пола готовы взять на себя эту роль.
Диаграмма 1. Какое из предложенных ниже высказываний наиболее точно характеризует Ваше отношение к своей работе? (%)
Источник: Ромир, сентябрь 2015
Доля ответов, в которых россияне отмечают важность для себя хорошего заработка, почти не изменилась за 11 лет, увеличившись с 33% в 2004 году до 36% в нынешнем. Таким образом, общий показатель важности материальных факторов в текущем году составил 81%, уменьшившись с 88% в 2004 году.
Доля тех, для кого работа является возможностью реализации творческих способностей, за 11 лет осталась практически без изменений. В 2004 году 15% респондентов выделили фактор реализации творческого потенциала как ключевой, в ходе нынешнего опроса с ними согласились 16% россиян.
Интересно, что значимость этого фактора меняется с возрастом. Выше доля ответов о возможности творческой реализации в работе среди молодежной аудитории (17-18%) и достигает пика в возрастной группе 35-44 лет (21%). В среде россиян старше 45 лет интерес к творческой реализации падает, но растет ценность хорошего коллектива.
А вот в целом значимость отношений в коллективе для российских граждан стала заметно меньше. Если в 2004 году 18% респондентов отметили для себя важность хорошего коллектива, то в 2015 году качество отношений в коллективе волнует лишь каждого восьмого российского россиянина (12%).
Вдвое выросли надежды россиян на работу как на трамплин к достижению успеха в будущем. В текущем году 12% респондентов выразили надежду, что их нынешняя работа позволит им подняться и достичь успеха в будущем, в то время как десять лет назад в это верили лишь 6% россиян. Логично, что доля подобных ответов выше среди россиян 18-34 лет, а также среди респондентов с высшим образованием.
Важно отметить, что с момента предыдущего опроса снизилось число тех, кто работает исключительно из-за невозможности найти другую работу. В этом году только 7% респондентов дали такой вариант ответа, в то время как в 2004 году 13% жаловались на отсутствие альтернатив.
Подводя итоги исследования, можно утверждать, что в целом за десять лет отношение к своей работе у россиян не изменилось. Необходимость кормить семью и материальная компенсация по-прежнему занимают лидирующие позиции среди причин, по которым россияне работают. Среди нематериальных стимулов для работы кардинальных изменений не произошло. Хотя можно отметить, что фактор возможности реализации личных способностей стал более важным, чем хороший коллектив. Вдвое сократилась доля тех, кто работает на нынешнем месте из-за отсутствия других альтернатив. То есть возможности выбора работы в настоящее время расширились.
* В опросе приняли участие 1500 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и старше, проживающих во всех типах городов и в сельской местности, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое население России.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 988 60 81