Исследовательский холдинг Ромир представляет проект под названием «Россия. 10 лет спустя». В ходе регулярных опросов россиянам вновь были адресованы те же вопросы, что им задавались в разное время в период с 2000 по 2005 год. За годы существования и развития новой России изменилась страна, произошла масса событий как приятных, так и печальных. Меняются поколения. Меняется мир. Все это не могло не сказаться на мировоззрении россиян. Десятилетний период – хороший срок, чтобы сделать новый срез общественного мнения и посмотреть, что же изменилось в сознании наших сограждан. И тем любопытнее оказалась полученная динамика. По каким-то вопросам наблюдаются заметные изменения, в других темах тенденции в целом сохранились.
В сентябре текущего года в рамках очередного всероссийского опроса населения исследовательский холдинг Ромир попросил своих респондентов назвать страну, в которой они бы хотели, чтобы жили их дети. Аналогичный опрос проводился в 2000 году. Полученные результаты показали, что за 15 лет россияне стали еще большими патриотами – почти две трети респондентов не мыслят проживание своих детей вне России. В 2000 году такого мнения придерживалась половина опрошенных.
Одновременно за годы, прошедшие с последнего опроса, померкла привлекательность Соединенных Штатов, как страны для жизни будущего поколения – с 9% до 2%. Немного более привлекательными для россиян стали Великобритания, Швейцария, Канада и Италия. Но доля респондентов, которые назвали в ходе опроса эти страны едва превышает статистическую погрешность – 3-4%. Прежние позиции, как страны для проживания детей, сохранила Германия – 6%.
Диаграмма 1. В какой стране вы бы хотели, чтобы жили ваши дети? (%)
Источник: Ромир, сентябрь 2015
Анализ социально-демографических показателей выявил различие мнений и предпочтений в зависимости от возраста респондентов, а также регионов их проживания. Так, доля патриотически настроенных граждан растет по мере взросления респондентов. Если среди молодежи 18-24 лет о России, как идеальной стране для проживания потомства, заявили 47% опрошенных, то в группе старше 60 лет таких ответов насчитывается уже 71%. Молодежь 18-24 лет в свою очередь чаще, чем в среднем по выборке в качестве страны-мечты называла Великобританию (7%) и Германию (8%). А россияне 25-34 лет среди наиболее привлекательных стран для жизни детей чаще называли Германию (9%) и Швейцарию (6%).
Если взглянуть на результаты опроса в разрезе регионов, то наиболее патриотичными показали себя респонденты Южного (81%) и Дальневосточного (83%) округов, где четверо из пяти опрошенных назвали лучшей страной для проживания детей Россию. Ощутимо ниже этот показатель, чем в среднем по выборке на северо-западе страны (48%) и в Сибири (31%). При этом жители Северо-Западного ФО свои предпочтения отдали Англии (12%) и Германии (10%). А среди сибиряков более распространено мнение о привлекательности Германии (11%) и Канады (12%).
«Увеличение доли респондентов, которые считают, что их дети должны жить в России, говорит не только о повышении уровня патриотизма. Это также косвенный показатель того, что жизнь в стране налаживается, - говорит президент исследовательского холдинга Ромир Андрей Милехин. – Сегодня мы переживаем очередной кризис, на который накладывается ряд хронических проблем в экономике и социальной сфере. И хотя люди чрезвычайно чувствительны ко всем кризисным явлениям, на контрасте с переломными 90-ми годами сегодняшняя ситуация не выглядит столь тревожной, в том числе и в проекции на будущее детей».
* В опросе приняли участие 1500 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и старше, проживающих во всех типах городов и в сельской местности, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое население России.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 988 60 81