Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Новые цены потребовали увеличения расходов

В октябре текущего года индекс покупательской активности вырос на 7,7% по сравнению с сентябрем, что значительно превосходит месячную инфляцию в 0,7%, рассчитанную Росстатом. В разрезе года повседневные расходы россиян увеличились на 12,4%, что на 3,2% меньше официального показателя инфляции, накопленной за этот период. Таким образом, реальные расходы россиян по-прежнему остаются ниже уровня двухлетней давности. Рост расходов был обусловлен, с одной стороны, окончанием отпускного сезона. Вместе с каникулами закончилось и сезонное снижение цен, в частности, на овощи и фрукты. И третьим фактором роста расходов стал, безусловно, рост цен на продукты в связи с продолжающимся ростом курса валют. Увеличение расходов за счет подорожания продуктов питания подтверждается повышением размера среднего чека в октябре, а также увеличением стоимости доли именно продуктовых категорий в общей потребительской корзине россиян.

По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе панели домашних хозяйств *Romir Scan Panel, в октябре текущего года повседневные расходы россиян выросли на 7,7% относительно сентября, что значительно превышает месячную инфляцию в 0,7%, рассчитанную Росстатом. Таким образом, после трех месяцев потребительского затишья, когда расходная активность россиян оставалась практически неизменной, повседневные траты опять пошли в рост (см. График 1).

В предыдущие годы в октябре потребительская активность традиционно оживлялась. Исключением стал только 2013 год, с которого в целом началась стагнация на потребительском рынке. Зато в прошлом году расходы россиян в октябре относительно сентября выросли почти на 10%.

График 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – октябрь 2015. 

Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – октябрь 2015.

100% = январь 2012 года 

Источник: холдинг Ромир, Romir Scan Panel, октябрь 2015 

Относительно октября прошлого года повседневные расходы россиян выросли на 12,4%, что на 3,2% меньше официального показателя инфляции, накопленной за этот период.  Таким  образом, даже не смотря на оживление потребительской активности в октябре, реальные расходы россиян (т.е. «очищенные» от инфляции) по-прежнему остаются ниже показателей и прошлого, и даже позапрошлого годов (см. График 2). 

График 2. Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – октябрь 2015. 

Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – октябрь 2015.

100% = январь 2012 года 

Источник: холдинг Ромир, Romir Scan Panel, октябрь 2015 

Рост расходов в октябре, по всей вероятности, был обусловлен несколькими факторами. С одной стороны, сыграла роль своего рода «низкая» база предыдущих месяцев, когда наблюдалось сезонное снижение цен на ряд продуктов, что способствовало частичной экономии. Плюс не стоит сбрасывать со счетов отъезды горожан в отпуска и на дачи.

Октябрь же традиционно считается так называемым «чистым» месяцев, избавленным от влияния сезонных и праздничных факторов. И именно в октябре потребители столкнулись с обновленными после очередного скачка курса валют ценами, что и привело к росту повседневных расходов. Причем траты россиян растут за счет подорожания продуктов питания, доля которых в потребительской корзине россиян в последние месяцы достигла 56%, хотя все летние месяцы этот показатель находился на уровне 50%. 

Города 

Расходы горожан из разных типов городов в октябре оказались пропорциональны размеру городов. Таким образом, наибольшим образом нарастили свое потребление в разрезе месяца жители мегаполисов (+14,3%). А жители небольших городов с населением от 100 до 500 тысяч человек потратили в сентябре на 3,8% больше, чем в сентябре. Однако в обоих случаях рост повседневных расходов оказался выше уровня месячной инфляции.

По сравнению с октябрем прошлого года рост расходов с превышением инфляции показали только жители миллионников (+17,2%). В городах с населением 500 тысяч + и 100 тысяч + расходы за год увеличились на 13,3% и 12,3% соответственно, что немного не дотягивает до показателя накопленной за год инфляции. 

Что касается потребительской активности столичных жителей, то москвичи в октябре продолжили сентябрьскую тенденцию по наращиванию расходов. Если в сентябре они прибавили +2,5% к августу, то в октябре рост достиг +6,6%. Хотя относительно октября прошлого года расходы москвичей выросли всего на 3,9%, что почти вчетверо уступает показателю инфляции за период.

В Северной столице ситуация в октябре сменилась с минуса на плюс. Если в августе и сентябре потребительская активность питерцев снижалась, то в октябре был зафиксирован рост на 6,9% по сравнению с предыдущим месяцем. Относительно октября прошлого года рост расходов жителей северной столицы составил 8,8%, что вдвое ниже показателя инфляции. Однако стоит отметить, что уровень расходов в октябре оказался самым высоким за текущий год.

Доходные группы 

Представители разных доходных групп в октябре увеличили свои повседневные расходы, хотя и с разной интенсивностью. Например, низкодоходники, которым удалось прожить в режиме экономии все лето и сентябрь, в октябре вынуждены были заняться активными покупками. Таким образом, за месяц они потратили на 14,3% больше, чем в экономном сентябре. За год же их расходы увеличились на 23,5%.

Среднедоходная группа после сентябрьского спада в повседневных тратах по результатам октября потратила на 7,3% больше, чем месяцем ранее. Идентичным оказался и годовой рост их расходов. То есть среднедоходники по-прежнему демонстрируют потребительскую скромность и стойкость в контроле своих трат.

Россияне с высоким доходом уже четыре месяца подряд демонстрируют рост своих расходов. Так, в октябре они потратили на 3,6% больше, чем месяцем ранее. Таким образом, уровень их расходов в октябре почти сравнялся с самым высоким показателем в текущем году который был зафиксирован в марте. Относительно октября прошлого года высокодоходники увеличили свои повседневные траты на 9,8%.

 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10000 россиян, 4000 домохозяйств в 52 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

.

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81

pressa@romir.ru

Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены