Россияне в ноябре решили сэкономить на повседневных расходах. Впереди новогодние праздники и каникулы, которые потребуют дополнительных традиционных затрат на стол и подарки. Поэтому последний осенний месяц россияне прожили за счет октябрьских запасов, сделанных впрок по выгодным ценам. Так, в ноябре текущего года индекс покупательской активности вырос всего на 0,6% относительно октября, не сумев преодолеть показатель официальной месячной инфляции в 0,8%. Годовой рост, таким образом, составил 9,2%, что более чем в полтора раза ниже накопленной инфляции с ноября прошлого года. В ноябре экономию продемонстрировали даже те категории потребителей, от которых подобного поведения не ожидалось. Так, в минус ушли жители миллионников и малых городов. На стезю экономии опять возвратились представители низкодоходной и среднедоходной групп, которые изрядно потратились в октябре.
По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе панели домашних хозяйств *Romir Scan Panel, в ноябре текущего года повседневные расходы россиян выросли всего на 0,6% относительно октября, что даже не перекрыло месячную инфляцию в 0,8%, рассчитанную Росстатом. Таким образом, после неожиданного октябрьского роста расходов в последний осенний месяц потребители вели себя спокойно и ежедневные траты в целом не увеличивали, но и не уменьшали.
В предыдущие годы традиционно потребители уже в ноябре начинали предновогодние закупки, увеличивая объемы повседневных расходов. Хотя, как видно из Графика 1, в 2013 году прирост расходов в ноябре относительно октября тоже был незначительным. Как раз в это время, напомним, началась стагнация в потреблении.
График 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – ноябрь 2015.
100% = январь 2012 года
Источник: холдинг Ромир, Romir Scan Panel, ноябрь 2015
Относительно ноября прошлого года расходы россиян увеличились на 9,2%, что более чем в полтора раз меньше официального показателя накопленной инфляции в 15%. Таким образом, индекс потребительской активности, «очищенный» от инфляции опять оказался ниже значений и прошлого, и позапрошлого года. Более того, «чистое» значение индекса в ноябре этого года оказалось даже ниже показателя 2012 года, что наблюдается впервые (см. График 2).
График 2. Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – ноябрь 2015.
100% = январь 2012 года
Источник: холдинг Ромир, Romir Scan Panel, ноябрь 2015
Неизменность объемов повседневных расходов в ноябре относительно октября, вероятно, объясняется тем, что потребители еще не израсходовали те закупки, которые были сделаны месяцем ранее. А резкий рост повседневных расходов при минусовом дефляторе говорит как раз об этом – если в октябре россияне покупали товары дешевле, чем в сентябре, но при этом значительно увеличили объем потраченных средств, то наверняка закупались впрок. Так они и продолжили в ноябре жить и питаться на приобретенных запасах.
В пользу этой гипотезы говорит и факт увеличения в ноябре среднего чека при почти неизменном объеме потраченных денег за месяц. Значит, потребители в ноябре несколько сократили частоту походов в магазины. Видимо, в ноябре они решили сэкономить перед предстоящей традиционной декабрьской закупкой подарков и продуктов к праздничному столу и на долгие каникулы.
Города
После всплеска потребительской активности в октябре в миллионниках в ноябре жители мегаполисов в своих повседневных тратах ушли в минус (-0,7%) по сравнению в предыдущим месяцем. Еще активнее экономили жители малых городов страны, потратившие в ноябре на -1,6% меньше, чем в октябре.
Правда, в годовом выражении жители миллионников в ноябре все же показали рост расходов в 16,4%, т.е. с опережением официальной накопленной инфляции. Жители же городов меньшего размера в разрезе года при увеличении своих расходов уровень инфляции преодолеть не смогли – рост на 8,2% в пятисотысячниках и на 6,8% в стотысячниках.
При скромном росте ноябрьских расходов в целом по стране москвичи продолжили демонстрировать размах консюмеризма. По итогам ноября он потратили на 6,8% больше, чем месяцем ранее. Напомним, что и в октябре они показали рост в 6,6% относительно сентября. Однако подобные скачки в ежемесячном увеличении расходов жители столицы начали демонстрировать только осенью текущего года. Поэтому в годовом выражении рост расходов в Москве оказался незначительным по сравнению с официальной инфляцией, составив всего 6%.
В Северной столице рост расходов в ноябре составил 0,8%, т.е. оказался равен показателю инфляции. В разрезе года питерцы увеличили свои повседневные траты на 9,6%. Теперь ноябрьское значение индекса потребительской активности можно назвать самым высоким показателем за год.
Доходные группы
Если в октябре представители всех доходных групп показали ощутимый размах в повседневных расходах, особенно в низкодоходной и среднедоходной группах, то в ноябре они свои потребительские аппетиты резко поумерили. Так представители низкодоходной группы в ноябре потратили на 4,8% меньше, чем в октябре. А повседневные траты россиян со средними доходами в ноябре оказались полностью идентичными октябрьским расходам. Высокодоходники же, наоборот, после достаточно скромного рост расходов в октябре компенсировали его в ноябре увеличением своих повседневных трат на 6,3%.
Однако в разрезе года рост расходов низкодоходников начал снижаться с тревожных 23,5% в октябре до экономных 9,6% в ноябре. Тем не менее рост затрат россиян с низкими доходами на товары повседневного спроса в годовом выражении остается по-прежнему самым высоким в сравнении с другими доходными группами. Так высокодоходники увеличили свои траты за год на 9,3%, а самые экономные среднедоходники – на 8,1%.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10000 россиян, 4000 домохозяйств в 52 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 988 60 81