Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Расходы растут, дефлятор падает

Исследовательский холдинг Ромир совместно со специалистами РАНХиГС разработали методику расчета статистического индекса – дефлятора, позволяющего корректно сравнивать базовые финансовые, экономические и статистические показатели в различных временных периодах. Дефлятор реальных потребительских цен отражает изменения общего уровня цен на товары и услуги за определенный период, т.е. фактически показывает реальный уровень инфляции на потребительском рынке. Иными словами, дефлятор демонстрирует среднестатистическую личную инфляцию каждого потребителя на основе совершенных им покупок. Согласно расчетам, в ноябре текущего года значение дефлятора относительно октября составило -0,25% при официальном значении инфляции, рассчитываемом Росстатом, в 0,75%. Таким образом, показатель дефлятора, накопленный с начала года, достиг уровня в 11% при официальной инфляции в 12%. Россиянам, не смотря на растущие цены, удается платить меньше за привычный набор продуктов, что удерживает их личную инфляцию в минусовой зоне уже второй месяц подряд. 

Официальный индекс инфляции, предоставляемый Росстатом, является не столько статистическим, сколько экономико-политическим показателем. Это было доказано, в том числе, нобелевским лауреатом Кристофером Симсом. Разработанная им методика «векторной авторегрессии» доказывает влияние временных изменений в политике на макроэкономику, т.е. фактически вскрывает зависимость между изменением процентных ставок центробанков и уровнем инфляции. Таким образом, официальные показатели инфляции можно считать объективными с некоторыми ограничениями.

В основе расчетной методики Ромир и РАНХиГС лежат данные о реальных ценах и реальном потреблении россиян, полученные при помощи панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Сложному многофакторному анализу подверглись более 10 млн. покупок, фактически совершенных жителями российских городов в 2008-2014 годах. По результатам анализа была построена структура потребления российских домохозяйств, определены товарные группы с высокой степенью пенетрации**, в каждой из которых были выбраны отдельные товары (SKU***) с максимальной пенетрацией. Всего было отобрано 156 наименований в категориях продукты питания, промтовары, лекарства, корм для домашних животных, алкоголь и табак.

Для установления корректных пропорций между различными категориями товаров были проанализированы фактические объемы потребления по различным категориям за период с 2008 по 2014 год, после чего произведен расчет пропорций объемов и стоимости продуктов. При расчете дефлятора также используются среднемесячные цены на услуги ЖКХ и бензин.

*(Подробнее с методикой расчета  дефлятора можно ознакомиться по запросу).

 

Относительно постоянно и достаточно равномерно растущей кривой официального индекса инфляции, отражающего  глобальные экономические процессы, индекс дефлятора чутко реагирует на микроэкономические сдвиги от месяца к месяцу и в разрезе года.  Поэтому его значения могут приобретать отрицательные значения. И вот второй месяц подряд мы видим снижение дефлятора относительно предыдущего месяца.

В ноябре текущего года значение дефлятора относительно предыдущего месяца сократилось на четверть процента (-0,25%) при официальном значении инфляции, рассчитываемом Росстатом, в 0,75% (см. Диаграмму 1).

Диаграмма 1. Ежемесячное сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). Январь 2015 – ноябрь 2015.

Ежемесячное сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). Январь 2015 – ноябрь 2015.

Источник: Ромир, Romir Scan Panel, Росстат

Диаграмма 2. Дефлятор реальных потребительских цен на ЖКХ, бензин и товары (в % к предшествующему периоду). Январь 2015 – ноябрь 2015.

Дефлятор реальных потребительских цен на ЖКХ, бензин и товары (в % к предшествующему периоду). Январь 2015 – ноябрь 2015.

Источник: Ромир, Romir Scan Panel

Как видно из Диаграммы 2, основным драйвером снижения личной инфляции россиян стала возможность приобретать привычные товары по более низкой цене, чем месяцем ранее. Так, в ноябре они платили за корзину товаров повседневного спроса на 0,61% меньше, чем в октябре. Почти на одну десятую процента дешевле, чем в октябре россияне платили за бензин.

Таким образом, значение дефлятора, накопленное с начала года, по итогам ноября составило 11% при официальном показателе инфляции за аналогичный период в 12%. Как видно из диаграммы 3, кривые дефлятора и индекса инфляции Росстата до сих пор не пересеклись только в силу того, что по-прежнему не исчерпана разница в значениях, накопленная с 2008 года.

Диаграмма 3. Сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). По годам и одиннадцати месяцам 2015 года.

Сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). По годам и одиннадцати месяцам 2015 года.

Источник: Ромир, Romir Scan Panel, Росстат

В свете активных ценовых промо, проводимых ритейлерами и производителями, есть вероятность того, что даже по итогам года россиянам удастся сэкономить и удержать личную инфляцию на уровне официальной. Когда россияне задаются целью жесткой экономии, они достигают впечатляющих результатов, как это произошло, например, в 2013 году. Именно тогда эксперты и аналитики отметили начало стагнации на потребительском рынке. В итоге, как видно из диаграммы 3, личная инфляция тогда составила 3,4% за год при официальном показателе в 6,5%.

 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Household Panel основана на данных потребления 10000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

** Пенетрация (распространенность товарной группы) – определяется как % от всех домохозяйств, зарегистрировавших покупку данной товарной группы в течение месяца.

*** SKU (Stock Keeping Unit) - ассортиментная позиция, единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки, одной емкости.

 

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) создана Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 №1140 путем присоединения к Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации и Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, а также 12 других федеральных государственных образовательных учреждений. Объединившиеся академии заслужили репутацию лидеров в подготовке высших руководящих кадров страны, как  для бизнеса, так и для государственных структур. Вновь образованная Академия при Президенте Российской Федерации - РАНХиГС - крупнейший в России и Европе университет социально-экономического и гуманитарного профиля, по праву занимающий верхние строки во всех национальных рейтингах.

 

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81

pressa@romir.ru

 

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены