Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Экономный Новый Год

В декабре 2015 года россияне потратили даже меньше, чем в конце 2012

По итогам декабря россияне продемонстрировали ощутимый рост расходов на 19,4% относительно ноября. Однако размах предновогодних трат в минувшем году оказался скоромнее, чем в предыдущие три года. А за вычетом инфляции декабрьские расходы 2015 года оказались ниже даже показателя 2012 года. Словом, режим экономии, завладевший умами и кошельками наших соотечественников с начала 2015 года, даже в последний предпраздничный месяц не был переломлен, а лишь немного ослаблен. Судя по всему, россияне предпочли в преддверии Нового года сэкономить на подарках, чтобы не ущемлять расходы на праздничное застолье – доля купленных продуктов достигла 60% в общей корзине, чего не наблюдалось уже больше года. Москвичи больше всего раскошелились при подготовке к новогодним праздникам. Но они же продемонстрировали наибольшую экономию относительно декабря 2014 года, показав уменьшение расходов в разрезе года почти на 4%, что с учетом инфляции дает сокращение ежедневных трат почти на 20%.  

По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе панели домашних хозяйств *Romir Scan Panel, в декабре текущего года повседневные расходы россиян выросли на 19,4% по сравнению с ноябрем, что с лихвой перекрыло показатель месячной инфляции в 0,8% (согласно данным Росстата). Таким образом, прогнозы по традиционному декабрьскому скачку расходов оправдались в полной мере. Хотя в предыдущие годы, отметим, рост расходов в декабре относительно предыдущего месяца был еще более существенным. Например, в 2014 году разница между ноябрьскими и декабрьскими расходами составила 25%, в 2013 – 21%, а в 2012 – 24% (см. График 1).

График 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – декабрь 2015. 

Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – декабрь 2015.

100% = январь 2012 года 

Источник: Romir Scan Panel, декабрь 2015 

Однако годовой рост оказался очень скромным и составил всего 3,9%, что вчетверо уступает накопленной с декабря 2014 года инфляции в 15,5%. Таким образом, индекс потребительской активности, «очищенный» от инфляции, оказался ниже аналогичных показателей трех предыдущих лет. Если в течение всего года реальные расходы россиян хоть как-то превышали траты 2012 года, но зачастую уступали расходам в 2013 и 2014 году, то уже в ноябре прошлого года расходы за минусом инфляции оказались ниже значений даже 2012 года. И по итогам декабря эта тенденция закрепилась (см. График 2).

График 2. Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – декабрь 2015. 

Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – декабрь 2015.

100% = январь 2012 года 

Источник: Romir Scan Panel, декабрь 2015 

То есть можно говорить о том, что планы по предновогодним закупкам россияне выполнили. Потратили значительно больше, чем месяцем ранее, увеличив при этом средний чек и интенсивность походов в магазины. В преддверии всенародного любимого праздника россияне не скупятся на дополнительные траты, ведь праздничный стол и подарки – это святое. Хотя стоит отметить, что в целом декабрьская корзина россиян получила больший перекос в сторону продуктовых товаров, доля которых достигла 60%. Из чего можно сделать вывод, что обилию подарков россияне предпочли изобилие на праздничном столе.

Однако даже на фоне праздничного потребительского размаха реального роста расходов в годовом выражении не наблюдается. Общий режим экономии, в котором пребывали наши соотечественники в течение всего прошедшего года, не дал разгуляться их потребительским аппетитам даже перед Новым годом.

Города 

Жители всех типов городов показали рост расходов в декабре. Скромнее других оказались жители крупных городов с населением от 500 тысяч до миллиона человек – они потратили в декабре на 16,4% больше, чем в ноябре. Жители малых городов с населением 100-500 тысяч жителей прибавили в декабре к ноябрьским тратам 18%, а жители миллионников показали рост расходов на 20% в декабре относительно предыдущего месяца.   

Однако в годовом выражении картина получилась не столь радостной. Относительно декабря 2014 года на 13,3% свои расходы увеличили жители миллионников. В средних городах рост расходов в последний месяц года относительно аналогичного периода года предыдущего составил 9,7%. А жители малых городов вообще в декабре 2015 года потратили меньше, чем годом ранее на -1,8%. То есть даже щедрые на предпраздничные траты жители мегаполисов не смогли позволить себе большие траты, чем годом ранее. Режим экономии налицо.

Жители обеих столиц, безусловно, ощутимо увеличили свои расходы в декабре относительно ноября. Москвичи потратились на 21,8% щедрее, чем месяцем ранее. А в Питере декабрьские расходы превзошли ноябрьские на 16%. Зато в разрезе года расходы ушли в минус в обеих столица. В Москве декабрь 2015 к декабрю 2014 показал падение на -3,9%, а в северной столице – на -2,7%. Словом, даже столичные жители придержали кошельки в конце года.

Доходные группы 

Представители всех доходных групп продемонстрировали увеличение расходов в декабре относительно ноября. Причем, самыми расточительными оказались россияне с низким доходом, потратившие в последний месяц года на 21,3% больше, чем в ноябре. И в этом нет ничего удивительного, особенно в свете повышенной экономии в ноябре относительно октября. Россияне со средними доходами показали рост расходов в декабре на уровне среднего показателя по стране +19,7%. А высокодоходники увеличили расходы в предновогодний месяц на 16,3%.

Однако в разрезе года результаты по расходах в разных доходных группах не смогли преодолеть значение накопленной инфляции. Высокодоходники вообще ушли в минус по сравнению с декабрем 2014 года на -5,3%. Расходы среднедоходной группы от декабря 2014 к декабрю 2015 увеличились на 6,7%, а у низкодоходников на 8,4%.

Напомним, что в целом россияне с низкими доходами в течение года были вынуждены наращивать свои расходы вслед за растущими ценами в большей степени, чем средне- и высокодоходники. Для последних повышение цен не было столь болезненным и в силу наличия денежных ресурсов, и на фоне широкой линейки товаров, вдоль которой они имели возможность перемещаться в поисках приемлемых предложений. Но даже высокодоходники, по всей видимости, решили сэкономить перед Новым Годом. И, в первую очередь, эта экономия, видимо, коснулась подарков.

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10000 россиян, 4000 домохозяйств в 52 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81, pressa@romir.ru

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены