Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Глобальный оптимизм побеждает

Более половины (54%) жителей планеты надеются, что новый год будет лучше предыдущего. Не разделяют их надежд 16% респондентов во всем мире. Таким образом, глобальный индекс оптимизма на 2016 год оказался равен 38 п.п. Надежды россиян близки по значению к общемировым – более половины наших соотечественников ожидают изменений к лучшему в наступающем году. Индекс оптимизма в России равен 32 п.п., что заметно лучше показателей предыдущих лет. Повышенный оптимизм традиционно демонстрируют азиатские страны, а уныние в последние годы поселилось в странах Западной Европы. В целом же на лучшее надеются респонденты из активно развивающихся стран, в первую очередь из стран БРИК. Таковы результаты глобального опроса, проведенного ассоциацией независимых исследовательских агентств Gallup International/WIN в 68 странах мира, в том числе в России, где эксклюзивным представителем сети является исследовательский холдинг Ромир.

Международная ассоциация независимых исследовательских агентств Gallup InternationalWIN уже в 39-й раз  провела ежегодный глобальный опрос жителей планеты в рамках проекта «Конец года» (End of the Year), подведя итоги уходящего года и выяснив планы и ожидания землян в году наступающем. В конце 2015 года на вопросы исследователей ответили более 66 тысяч человек в 68 странах мира, чьи высказывания фактически репрезентируют мировое общественное мнение.

Традиционно один из вопросов проекта «Конец года» касается надежд на год наступающий: «Как вы считаете, новый 2016 год будет лучше, хуже или таким же, как уходящий 2015?». В целом по мировой выборке оптимистов оказалось более половины – 54% землян надеются, что 2016 год будет лучше 2015. Нейтральный ответ дал каждый четвертый опрошенный – 24%. А пессимистично настроены 16% респондентов во всем мире. Таким образом, индекс оптимизма, который высчитывается путем вычитания отрицательных ответов из положительных, составил в среднем по миру 38 п.п.

Диаграмма 1. Индекс оптимизма в России и в мире (п.п.). Прогнозы россиян на наступающий год (%)  

Индекс оптимизма в России и в мире (п.п.). Прогнозы россиян на наступающий год (%)

Источник данных: Romir - Gallup InternationalWIN, декабрь 2015

Что касается прогнозов и мироощущений россиян, то на аналогичный вопрос они ответили следующим образом. Оптимистичный прогноз на наступающий год дали, как и в среднем по миру, 54% наших соотечественников. Каждый пятый опрошенный (22%) полагает, что 2016 году будет хуже 2015. Нейтральную позицию занимают 15% респондентов при 9% затруднившихся ответить. Таким образом, индекс оптимизма россиян на 2016 год составил 32 п.п., что близко по значению к общемировому показателю.

Отметим, что глобальный индекс оптимизма на 2015 год, измеренный в конце 2014, также равнялся 38 п.п. А годом ранее его значение было значительно ниже и составляло 28 п.п. (см. Диаграмму 1). Россия же  еще год и два года назад, можно сказать, пребывала в унынии. Индекс оптимизма на 2015 равнялся 4 п.п., в на 2014 – вообще располагался в минусовой зоне со значением в -9 п.п.  То есть число пессимистов среди россиян в конце 2013 года преобладало над оптимистами. И это неудивительно, т.к. именно в 2013 году эксперты и аналитики отметили начало экономической стагнации и соответственно погружение в пессимизм жителей страны.

Как всегда, в подобных глобальных исследованиях мнения респондентов разнятся от страны к стране, от региона к региону. В некоторых вопросах результаты ответов напрямую зависят от социально-демографических характеристик участников опроса.  И вопрос оптимизма не стал исключением.

Так, анализ полученных данных позволил составить портрет типичного оптимиста, проживающего на Земле. Скорее это мужчина, чем женщина в возрасте до 35 лет. Типичный оптимист должен располагать доходом выше среднего, иметь законченное университетское образование. Скорее всего, он атеист (см. Рис. 1).

Рисунок 1. Портрет типичного оптимиста.

Портрет типичного оптимиста

Источник данных: Romir - Gallup InternationalWIN, декабрь 2015

К слову, атеистический настрой оптимистов по большому счету обеспечивают респонденты из Китая, самой атеистичной страны мира, где одновременно индекс оптимизма оказался одним из самых высоких на планете – 70 п.п. Выше показатель только в Бангладеш - 74 п.п. Среди стран с высоким показателем индекса оптимизма фигурируют также  Фиджи (61 п.п.), Марокко (57 п.п.), Саудовская Аравия (56 п.п.), Вьетнам (55 п.п.), Аргентина (53 п.п.), Индия (47 п.п.).

Список стран с преобладающим числом пессимистов и, соответственно, с низким показателем индекса оптимизма выглядит следующим образом: Босния и Герцеговина (-23 п.п.), Палестинские территории (-27 п.п.), Греция (-28 п.п.), Ирак (-35 п.п.) и Италия (-37 п.п.).  

Таким образом, высокие показатели индекса оптимизма в Китае, Индии и России обеспечивают высокий уровень оптимизма в целом в БРИК (57 п.п.). А уныние в Италии, Германии и Франции приводит к снижению среднего индекса G-7 до 6 п.п. Только G-20, куда входят страны с разнонаправленными настроениями, встречает 2016 год со средним показателем оптимизма в 41 п.п.

Если говорить о макрорегионах, то наибольший оптимизм традиционно демонстрируют азиатские страны, а пессимизмом поражены страны Западной Европы, которым при нынешнем социально-экономическом положении все сложнее строить радужные прогнозы на новый год.

Карта корреляции индекса оптимизма и уровня дохода в странах-участницах исследования наглядно показывает, что благосостояние не обеспечивает оптимизма и надежд на лучшее. В наиболее развитых странах количество пессимистов стремится перекрыть долю оптимистов. Такую картину мы наблюдаем в Японии, Великобритании, Германии, Финляндии, Австрии, Бельгии, Гонконге. Чуть лучше дела в вопросе надежд на лучшее в новом году обстоят в скандинавских и североамериканских странах. Хотя и там индекс оптимизма не дотягивает даже до среднемирового значения.

Новообращенные европейцы – Латвия, Чехия, Словения, Сербия, Болгария, Польша, Македония – выглядят немного потерянными, без надежд на будущее, что выводит индекс оптимизма в этих странах в около нулевую зону. Зато развивающиеся страны, не смотря на невысокий уровень дохода, демонстрируют больший оптимизм: Аргентина, Китай, Россия, Колумбия, Турция, Украина, Индия, Марокко, Вьетнам и т.д.

Карта 1. Карта корреляции уровня оптимизма и уровня дохода.

Карта корреляции уровня оптимизма и уровня дохода

Источник данных: Romir - Gallup InternationalWIN, декабрь 2015

Вице-президент Gallup InternationalWIN и президент исследовательского холдинга Ромир Андрей Милехин называет результаты опроса закономерными. «Уже много лет мы наблюдаем оптимизм Азии и пессимизм Европы, надежды на будущее в активно развивающихся странах и уныние в развитых регионах. И это нормально. Оптимизм обеспечивается ни богатством, ни достигнутым уровнем, а именно надеждами на лучшее и дальнейшее развитие. В Азии надежд и оптимизма достаточно. А вот Европа уже не знает, куда двигаться дальше и чего ожидать – оттого и грустит. Россияне же, как и во многих опросах, опять показали себя типичными, среднестатистическими землянами. И по уровню дохода мы близки к средним показателям по миру, чуть его опережая. И по уровню оптимизма Россия находится практически на среднемировом уровне, лишь чуть-чуть до него не дотягивая. Видимо, после нескольких последних лет неопределенности россияне, не смотря на трудности, наконец-то увидели новую цель. Поэтому минус в настроениях сменился на плюс. Оптимизм побеждает».

 

 

Gallup International/WIN – крупнейшая и самая известная ассоциация независимых исследовательских агентств, объединяющая 76 компаний и проводящая независимые опросы в почти 100 странах мира. В разные периоды Gallup International/WIN проводил соцопросы и exit poll на президентских и парламентских выборах во многих странах мира. В течение многих лет Gallup International/WIN проводит опросы в рамках международных проектов «Глас народа», «Барометр надежд и отчаяния», «Конец года» и др.

 

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

Пресс-служба Ромир

Тел.: +7 (495) 988 6081; pssa@romir.ru

 

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены