Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

643 рубля потратил в декабре 2015 года среднестатистический российский горожанин за один поход в магазин

В декабре ушедшего года средний чек составил в среднем по стране 643 рубля, что на 9,5% или 56 рублей больше, чем месяцем ранее.  Однако, даже не смотря на столь приличный рост, средний чек декабря 2015 года не смог превзойти показатель последнего месяца 2014 года. За год чек похудел на 4%, что с учетом накопленной инфляции говорит о сокращении единовременных  трат почти на 20%. Средний чек активно рос в декабре в крупных городах, видимо, благодаря повышенным тратам в магазинах крупных форматов – россияне закупались перед праздниками. Однако в разрезе года средний чек потерпел фиаско даже в щедрых мегаполисах, в том числе и в обеих столицах – сокращение величины среднего чека составило 5-7%.

Индекс «Среднего чека», как и другие индексы - потребительской активности (ИПА) и «Кофе с Молоком» (КсМ) - рассчитывается основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Информация о покупках, поступающая в режиме онлайн от 10 000 покупателей в городах с населением от 100 тысяч человек, позволяет видеть не только категории и объем товаров повседневного спроса, которые покупают россияне, но и отслеживать динамику затрат горожан в абсолютном (денежном) и процентном выражении.

В декабре ушедшего года средний чек в целом по стране составил 643 рубля, что на 9,5% больше, чем в ноябре или на 56 рублей в денежном выражении. Однако, не смотря на такой, казалось бы, приличный предновогодний рост, показатель среднего чека в декабре 2015 года не смог превзойти величину единовременных трат россиян в декабре 2014 года, когда средний чек равнялся 670 рублям. То есть в разрезе года средний чек похудел на 4%, что с учетом накопленной за период инфляции в 15,5% дает сокращение единовременных трат почти на 20%.

Карта 1. Показатель среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.

Показатель среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.

Источник: Romir Scan Panel, декабрь 2015

Рост среднего чека в декабре относительно ноября наблюдался во всех регионах. Скромнее всего увеличивали предновогодние  траты жители Поволжья и Урала. В остальных же регионах рост чека составил 10% и более (см. Карту 1).

Однако по сравнению с декабрем 2014 года  средний чек вырос только на Дальнем Востоке и в Сибири. В остальных же округах результаты конца 2015 года оказались более скромными, чем годом ранее (см. График 1).

График 1. Динамика среднего чека по федеральным округам, в рублях.

Динамика среднего чека по федеральным округам, в рублях.

Источник: Romir Scan Panel, декабрь 2015

Подобную тенденцию поддержали и покупатели обеих столиц. Так, в декабре москвичи увеличили свои единовременные траты на 12,1% - с 753 руб. до 845 руб. В Питере же рост среднего чека в декабре относительно ноября составил 9,2% - с 756 руб. до 829 руб.

Однако в разрезе года роста средних чеков ни в Москве, ни в Питере не получилось. По результатам декабря 2015 года московский чек похудел на -5,4% относительно декабря 2014 года. В северной столице за аналогичный период сокращение среднего чека было зафиксировано на отметке в -7,1%.

В других типах городов ситуация с изменениями среднего чека аналогична столичным. Так, в миллионниках чек в декабре относительно ноября прибавил +9,6%, в пятисотысячниках +10,8%, а в стотысячниках рост – 7,1%. Однако относительно декабря 2014 года чек немного, на 3,7%, подрос только в городах с населением от 500 тысяч до миллиона. В мегаполисах же он похудел за год на -4,5%, а в малых городах – вообще на -6,8%.

Если рассматривать состояние среднего чека в различных торговых каналах, то относительно ноября декабрь показал ощутимый прирост во всех форматах, особенно в гипермаркетах (+16,2%). В супермаркетах и магазинах традиционной торговли средний чек в декабре вырос почти на 13%. Только в дискаунтерах рост чека оказался чуть скромнее и составил +7,7%. Однако по сравнению с декабрем 2014 года средний чек в гипермаркетах и супермаркетах показал падение на 7-8%. А в дискаунтерах, наоборот, был зафиксирован рост на 5%.

Вообще стоит отметить, что средний чек достаточно стабилен в гипермаркетах и супермаркетах в течение всего года. Всплески наблюдаются только в декабре. В ушедшем году средний чек в этих крупных форматах вел себя канонически. А тот факт, что декабрьские значения 2015 года не перекрыли показатели года предыдущего говорит только об экономии, которой упорно следовали россияне на протяжении всего прошлого года.

Дискаунтеры же в прошедшем году получили новый виток развития. Покупатели явно отдавали предпочтение этому формату магазинов, активно используя ценовые и продуктовые промо магазинов у дома. Поэтому и чек в дискаунтерах активно менялся в течение года, чтобы достигнуть максимального значения в декабре.

 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10000 россиян, 4000 домохозяйств в 56 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81,

pressa@romir.ru

 

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены