В последнем месяце ушедшего года индекс «Кофе с Молоком» достиг показателя в 993 п.п., улучшив значение ноября на 4,4% и на 6,7% относительно декабря 2014. Как мы и предсказывали, декабрьский рост Индекса был полностью обеспечен за счет значительного роста, почти на четверть, объемов купленного россиянами шоколада. Видимо, шоколадные плитки и наборы конфет опять вернули себе статус традиционного подарка. В Москве наблюдалась аналогичная ситуация. Рост Индекса в декабре 2015 к ноябрю составил +3,1%, а к декабрю 2014 КсМ в столице вырос на 10,6%. И здесь опять «вина» шоколада, которого было куплено в столице в декабре на 18,5% больше, чем месяцем ранее. Скромный рост Кофе с Молоком относительно конца 2014 года объясняется так называемой высокой базой. Тогда, напомним, потребители сметали с полок не только телевизоры и автомобили, но и запасались продуктами с удвоенной силой – и перед праздниками, и по «старым» ценам. Поэтому не удивительно, что все индексы в конце 2014 года так ощутимо выросли, чтобы потом резко упасть в январе. Сейчас же ситуация более спокойная. Россияне в целом экономят, но небольшую часть бюджета все равно сохраняют для простых удовольствий.
Индекс «Кофе с Молоком» (КсМ), рассчитывается, как и уже ставший традиционным Индекс потребительской активности (ИПА), на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме онлайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 10 000 участников скан-панели в 52 городах России с населением от 10 тыс. жителей.
Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться «от хорошей жизни», в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством.
Таким образом, ингредиенты индекса «Кофе с Молоком» являются, по сути, элементарным набором «простых удовольствий». Примечательно, что ценовой показатель «Кофе с Молоком» в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс «Кофе с Молоком» является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.
В декабре ушедшего года Индекс «Кофе с Молоком» вырос до показателя в 993 п.п., прибавив 4,4% относительно ноябрьского значения. Такой рост без проблем обогнал месячную инфляцию, рассчитанную Росстатом в размере 0,8%. Однако вряд ли получится похвалить декабрь 2015 за показательный рост по сравнению с предыдущими годами. Так, например, в 2014 значение КсМ относительно ноября увеличилось на рекордные 13,5%. В 2013 рост Индекса в декабре к ноябрю составил 9,8%, а в 2012 году за аналогичный период он вырос на 7,7%. Таким образом, каким бы ни был рост Индекс простых удовольствий, но он значительно скромнее, чем в предыдущие годы.
В годовом выражении «Кофе с Молоком» подрос на достаточно скромные 6,7%, что ощутимо не дотягивает до размера накопленной за год инфляции в 15,5% (по данным Росстата). То есть праздники праздниками, а экономию все равно никто не отменял.
Диаграмма 1. Динамика Индекса «Кофе с Молоком». Январь 2012 – декабрь 2015.
100% = январь 2008
Данные: Romir Scan Panel, декабрь 2015
Как мы и предсказывали в предыдущем обзоре, рост Индекса в декабре главным образом был обеспечен предпраздничной усиленной закупкой шоколада. Кофе россияне запаслись еще месяц назад. Поэтому объемы его покупки в декабре относительно ноября даже чуть-чуть сократились на -2%. Зато объемы покупки шоколада выросли сразу на 23,2%.
Отметим, что цены на все ингредиенты Индекса за месяц выросли незначительно - в пределах 1-2%. Поэтому и можно утверждать, что рост Индекса состоялся за счет почти на четверть увеличенного объема покупки шоколада.
Годовой рост Индекса, как и все предыдущие месяцы, обязан только ощутимому росту цен на кофе (+25,2%) и шоколад (+30,8%). Но Индекс не растете так, как хотелось бы из-за снижения объемов всех составляющих продуктов Индекса, особенно кофе (-15,6%) и молока (-13,4%).
В Москве ситуация с простыми удовольствиями оказалась аналогичной общероссийской. Индекс «Кофе с Молоком» достиг отметки в 1239 п.п., что на 3,1% больше ноябрьского значения. За год Индекс в Москве вырос на 10,6%. То есть, как и в целом по России, за месяц Индекс в столице смог перекрыть инфляцию, а в разрезе года уже нет.
В преддверии праздников москвичи сократили объемы покупки кофе (-5,4%) и молока (-4,8%), что было компенсировано выросшей ценой на эти ингредиенты – на кофе +4,5% за месяц и на молоко +6,8%. Зато при почти неизменной цене на шоколад жители столицы купили его в декабре на 18,5% больше, чем месяцем ранее.
Более того, даже по сравнению с декабрем 2014 года москвичи купили в декабре 2015 больше шоколада на 6,1%. Объемы покупки кофе в разрезе года упали более чем на 10%. Однако рост цен за год на кофе (+27,3%) и на шоколад (+20,4%) в итоге все равно привел к росту Индекса.
*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10 000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 10 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 988 6081,