Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Доедая праздничные запасы

В январе текущего года россияне продемонстрировали ощутимый спад расходов по сравнению с декабрем прошлого года на -20,5%. Но это не удивительно. Январь традиционно показывает снижение повседневных расходов. Более того, в предыдущие годы падение было еще большим и колебалось в диапазоне 23-25%. Вероятно, в этом году чуть более  скромное сокращение расходов в январе было обусловлено более скромным ростом в декабре по сравнению с предыдущими годами. Относительно января 2015 года рост повседневных расходов составил всего 7,3%, что вдвое меньше накопленной за это время инфляции. Россияне экономят, запасливо рационализируя свои траты. Январское снижение расходов сопровождалось снижением среднего чека и сокращением доли продовольственных товаров в общей корзине. Это говорит о том, что как минимум часть месяца россияне прожили на праздничных запасах. И даже длинные каникулы не повлекли за собой бесконтрольного потребительского разгула.

По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе панели домашних хозяйств *Romir Scan Panel, в январе текущего года повседневные расходы россиян сократились на 20,5% при официальном уровне инфляции, рассчитанном Росстатом, в 1%. Таким образом, можно говорить об ощутимом снижении расходов горожан. В предыдущие годы снижение январских расходов относительно декабря было еще более ощутимым и колебалось в диапазоне от 23 до 25% (см. График 1). Вероятно, в этом году более умеренные темпы падения объясняются и более скромным ростом декабрьских расходов относительно ноября в сравнении с предыдущими годами, о чем мы писали ранее.

График 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – январь 2016. 

Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – январь 2016.

100% = январь 2012 года 

Источник: Romir Scan Panel, январь 2016 

Относительно января 2015 года расходы выросли на 7,3%, что почти в два раза не дотягивает до размера накопленной за период инфляции в 15%. Таким образом, индекс потребительской активности, «очищенный» от инфляции опять, как в предыдущие месяцы, оказался ниже значений 2015 и 2013 года, немного превысив январский показатели 2014 и 2012 годов (см. График 2).

График 2. Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – январь 2016. 

Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – январь 2016.

100% = январь 2012 года 

Источник: Romir Scan Panel, январь 2016

В целом можно говорить о достаточно традиционном поведении индекса потребительской активности, свойственном январю. Резкое снижение затрат фиксируется из года в год, что объясняется, безусловно, резким скачком расходов перед Новым годом. Прошедший январь не стал исключением. Снизились совокупные расходы при одновременном уменьшении величины среднего чека на фоне снижения доли продовольствия  в общей корзине товаров повседневного спроса с 60% в декабре до 54% в январе. Это говорит, в том числе и том, что как минимум часть января россияне прожили на новогодних продуктовых запасах. 

Города 

Снижение расходов в январе показали жители всех типов городов. В миллионниках потребители потратили в январе на 20,4% меньше, чем в декабре. В городах с населением от 500 тысяч до миллиона расходы сократились на 22,9%, а в малых городах с населением от 100 до 500 тысяч падение расходов в первом месяце года составило 18,8%.

Не смотря на резкое падение, что, впрочем, традиционно для января, годовой рост расходов в городах разных типов оказался очень разным. Так, жители крупных городов (500 тыс.+) в разрезе года увеличили свои ежедневные траты всего на 1,6%, а в малых городах (100 тыс.+) годовой рост расходов оказался на уровне 5,8%. И только жители миллионников продемонстрировали увеличение расходов от января 2015 к январю 2016 в размере 16,2%, что превышает накопленную за период инфляцию.

Жители обеих столиц ощутимо снизили расходы в январе относительно декабря – на -21,4% в Москве и на -17,2% в Санкт-Петербурге. А годовой рост оказался очень разным в двух главных миллионниках страны. Так, москвичи почти не увеличили за год свои расходы – рост составил всего 1,5%. А вот питерцы в прошедшем январе потратили на 11% больше, чем годом ранее. 

Доходные группы 

В разных доходных группах потребителей в январе было зафиксировано снижение расходов. Однако разброс показателей оказался небольшим – от 19,5% в среднедоходной группе до 21,5% в высокодоходной. Так и в разрезе года рост расходов оказался приблизительно одинаковым до всех доходных группах: +8,5% у низкодоходников, +6,1% у среднедоходников и +7,6% у высокодоходников.

Накопленная за год инфляция, таким образом, не была перекрыта повышением расходов ни в одной доходной группе. В целом создается впечатление, что все потребители ведут себя очень аккуратно. Немного расслабившись в своих тратах перед Новым годом, они опять вернулись на стезю экономии в начале года. Более того, в объемах расходов потребители всех доходных групп вернулись к уровню августа-сентября прошлого года.

 

 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10000 россиян, 4000 домохозяйств в 52 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81,

pressa@romir.ru

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены