Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Зачастили в магазины

В феврале текущего года ежедневные расходы россиян выросли на 4,1% по сравнению с январем, что заметно лучше показателя официальной месячной инфляции в 0,6%. Годовой рост повседневных трат россиян в размере 16,8% также вдвое превосходит накопленную с февраля прошлого года инфляцию более чем вдвое. Рост расходов произошел благодаря увеличению частоты походов в магазины при сокращении среднего чека за единоразовую покупку. Такая стратегия экономии показала свою сомнительность уже в прошлом году. Две трети семей в поисках выгодных ценовых предложений начали посещать большее количество магазинов и с увеличенной частотой. В итоге средний чек они смогли держать под контролем, а общие расходы бесконтрольно увеличились на 20%. 

По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе панели домашних хозяйств *Romir Scan Panel, в феврале текущего года повседневные расходы россиян выросли на 4,1% относительно января. Такое явное увеличение ежедневных трат с лихвой превосходит месячную инфляцию, рассчитанную Росстатом  в размере 0,6%.

В разрезе года февральские расходы россиян увеличились на 16,8%, что вдвое превышает накопленную с февраля прошлого года инфляцию в 8,1%. Стоит отметить, что в предыдущие годы Индекс потребительской активности в феврале вел себя по-разному. Так, в прошлом году он продолжил падение после новогоднего всплеска. А 2014 и 2013 году повседневные расходы в феврале показывали рост на 3-5% относительно предыдущего месяца (см. График 1).

График 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – февраль 2016. 

Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – февраль 2016.

100% = январь 2012 года 

Источник: Romir Scan Panel, февраль 2016 

Если говорить о реальных расходах россиян, т.е. очищенных от инфляции, то по итогам февраля ситуация немного улучшилась. Как видно из Графика 2, реальные траты в прошедшем феврале оказались ниже только результатов начала благополучного 2013 года. То есть многомесячная тенденция прошлого года, когда реальные расходы оказывались меньше даже показателей 2014 года, оказалась прерванной.

График 2. Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – февраль 2016. 

Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – февраль 2016.

100% = январь 2012 года 

 

Источник: Romir Scan Panel, февраль 2016 

После экономного января, когда россияне в некоторой степени еще продолжали доедать предновогодние запасы, февраль опять позвал их в магазины. Более того, отрицательная динамика размеров среднего чека при общем росте расходов говорит о том, что покупатели опять начали ходить в магазины чаще. Обходя большее количество торговых точек, в каждой они находят какие-то товары по привлекательным ценам. И даже тратя меньше при каждой покупке, они таким образом увеличивают общие объемы затрат на повседневные товары.

Таким образом, стратегия экономии, выражающая в увеличении частоты походов в магазины при снижении среднего чека, привела не к экономии, а, наоборот, к увеличению расходов. Такая тенденция была отмечена уже в прошлом году. Две трети домохозяйств, увеличившие частоту походов в магазины, при сокращении среднего чека на 4% в итоге получили общий рост затрат на повседневные товары на 21%.

Города 

Увеличение расходов в феврале было отмечено во всех типах городов. Сильнее всего пришлось раскошелиться жителям миллионников (+4,7%) и россиянам из малых городов с населением 100 тыс.+  (+6,6%). В разрезе года также в этих типах городов – миллионниках и стотысячниках – рост расходов оказался самым высоким и составил почти 24%.

А вот самыми экономными оказались жители пятисоттысячников, которые в феврале потратили лишь на 2,3% больше, чем в январе. Однако это все равно хороший рост, который превосходит месячную инфляцию. Правда, по сравнению с прошлогодним февралем в этих городах рост расходов оказался скромным +3,9%, что почти вдвое не дотягивает до накопленной инфляции.

Москвичи и жители Санкт-Петербурга вели себя при походах в магазины в феврале разнонаправлено. Так, столичные покупатели в феврале в пику всей стране сократили свои расходы на 0,7%. И относительно февраля прошлого года их расходы увеличились всего на 7,1%. А вот питерцы в прошедшем феврале потратили на 1,7% больше, чем месяцем ранее. А в разрезе года вообще показали примерный рост расходов на 17,3%.

Доходные группы 

Наибольший рост расходов за месяц показали представители низкодоходной группы +7,7%. Средний класс потратил в феврале на 5,8% больше, чем месяцем ранее. А вот высокодоходники в феврале свои расходы никак не изменили, потратив ровно столько же, сколько и в январе.

За год более чем на 19% расходы увеличились у низкодоходников и среднедоходников. А высокодоходники показали рост повседневных трат на 12%. В любом случае представители всех доходных групп показали рост расходов, превышающий накопленную инфляцию.

 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10000 россиян, 4000 домохозяйств в 52 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81,

pressa@romir.ru

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены