Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Кофейный месяц, шоколадный год

В феврале текущего года индекс «Кофе с Молоком» продемонстрировал традиционное для второго месяца года поведение. Он восстановился после январского провала и фактически вернулся к показателю ноября прошлого года. Таким образом, Индекс достиг значения в 959 п.п., что на 8,4% больше, чем месяцем ранее и на 12,8% выше аналогичного значения прошлого года. Рост КсМ в разрезе месяца был обусловлен повышением цен на все ингредиенты Индекса, и особенно на кофе при повышении объемов его покупки. А в разрезе года Индекс по-прежнему растет благодаря шоколаду, цены на который за 12 месяцев увеличились более чем на 20%. В столице в феврале наблюдалась в целом аналогичная картина – Индекс вырос к январю на 8% и на 14% с лишним относительно февраля 2015 года. При ощутимом росте цен на шоколад москвичи продолжают наращивать объемы его покупки. В феврале этого года жители столицы также купили на 12% больше кофе, чем годом ранее. Эти факторы и обеспечивают уверенный рост Индекса.

Индекс «Кофе с Молоком» (КсМ), рассчитывается, как и уже ставший традиционным Индекс потребительской активности (ИПА), на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме онлайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 10 000 участников скан-панели в 52 городах России с населением от 10 тыс. жителей.

Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться «от хорошей жизни», в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством.

Таким образом, ингредиенты индекса «Кофе с Молоком» являются, по сути, элементарным набором «простых удовольствий». Примечательно, что ценовой показатель «Кофе с Молоком» в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс «Кофе с Молоком» является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.

В феврале текущего года индекс «Кофе с Молоком» продемонстрировал традиционное для второго месяца года поведение. Он восстановился после январского падения и фактически вернулся к показателю ноября прошлого года. Таким образом, Индекс достиг значения в 959 п.п., что на 8,4% больше, чем месяцем ранее и на 12,8% выше аналогичного значения прошлого года.

Месячный рост Индекс с лихвой превзошел месячную инфляцию, рассчитанную Росстатом по итогам февраля в размере 0,6%. И годовой рост от февраля к февралю также оказался в полтора раза выше инфляции, накопленной за этот период. То есть рост Индекс можно со всей смелостью называть уверенным и действительно реальным.

Но беспрецедентным его назвать вряд ли возможно. В предыдущие годы в феврале КсМ обычно показывал рост относительно января, когда он проваливался после бурной декабрьской закупки. Февральские значения Индекс обычно оказывались сопоставимыми с показателями ноября предыдущего года или даже немного их превосходили. Исключение было отмечено только в 2013 году, когда февральское значение КсМ оказалось даже ниже январского. В остальные же годы все шло в традиционном русле. И текущий год не стал исключением.  

Диаграмма 1. Динамика Индекса «Кофе с Молоком». Январь 2012 – февраль  2016.

100% = январь 2008

Динамика Индекса «Кофе с Молоком». Январь 2012 – февраль  2016.  

Источник данных: Romir Scan Panel, февраль 2016

В месячном росте индекса «Кофе с Молоком» нет заслуги какого-то одного фактора. Скорее он объясняется небольшим повышением и объемов покупки, и цен сразу на все ингредиенты, кроме бутилированной воды (-2,9%). Ощутимее всего в феврале подорожал кофе (+7,2%) при одновременно росте и купленных объемов (+6,2%). И шоколад тоже немного прибавил и в цене (+3,5%), и в объеме (+5%).

В разрезе года своим ростом индекс полностью обязан шоколаду, рост цен на который составил +22,9% при практически неизменных объемах покупки. Кофе при этом прибавил в объемах +6%, но и в цене тоже 6%, что не так ощутимо, как в случае с шоколадом. Как мы писали месяцем ранее, цены на кофе скорректировались раньше шоколада, поэтому теперь в разрезе года кофе не показывает такого выдающегося роста, как шоколад.  

В Москве индекс «Кофе с Молоком» показал в феврале рост очень близкий по значениям к общероссийскому. Показатель столичного Индекса в феврале оказался равен 1151 п.п., что на 8% больше января и на 14,2% выше значения февраля 2015 года. В целом столичный КсМ показывает динамику аналогичную общей с единственным отличием, пожалуй, чуть большей амплитуды изменений. Так, в начале 2014 года КсМ в столице скорректировал январский провал так бойко, что даже превзошел декабрьский показатель 2013 года, хотя обычно предновогодние значения индекса бывают самыми высокими. В прошлом году февральский показатель КсМ подрос относительно января, хотя и не так бодро, как в предыдущие годы.

Итак, в текущем году февральский рост КсМ в Москве был обусловлен совокупным, пусть и небольшим ростом цен на все составляющие индекса. По сравнению с январем молоко подорожало на 2,1%, шоколад на 2,2% и кофе на 3,9%, вода на 6,4%. При этом москвичи увеличили и объемы покупки кофе на 4,4%, молока - на 7% и шоколада - на 8,8%. Снизилась в объемах только вода -5%.

В разрезе года наибольший рост в цене показал шоколад +15%. Рекордным оказался и рост объемов его покупки от февраля к февралю +21,6%. Кофе жители столицы тоже в этом феврале купили больше на 12%, чем годом ранее.

 

*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10 000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 10 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

 

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 6081,

pressa@romir.ru

Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены