Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Сбережения на грани исчезновения

По результатам очередного опроса россиян на тему сбережений выяснилось, что доля россиян у которых есть сбережения, продолжает снижаться. Если три года назад было выявлено рекордное число россиян с денежными запасами (72%), то в этом году на вопрос о наличии сбережений утвердительно ответили только 27% респондентов и еще 12% опрошенных признались, что сбережения были до недавнего времени, но были потрачены в последние месяцы. Иными словами сбережений не было и нет у 61% россиян, чего не наблюдалось уже более десяти лет. Среди сберегающих наиболее популярной формой хранения накоплений являются рубли – в этом признались 88% наших соотечественников со сбережениями. И доля таких ответов увеличилась за последний год, видимо, благодаря частичному отказу россиян покупать иностранную валюту. Самыми популярными способами вложения сбережений в последние месяцы стали  покупки бытовой техники, оплата путешествий, покупка автомобилей. Однако стоит отметить, что интенсивность крупных покупок по большинству категорий ощутимо сократилась по сравнению с прошлым годом.

 

В феврале текущего года исследовательский холдинг Ромир провел  очередной опрос россиян на тему сбережений – имеются ли накопления у населения,  в какой валюте они хранятся, как изменились размеры этих сбережений за последние месяцы. Аналогичный опрос проводился год назад, что дало возможность проследить динамику в этом вопросе.

Итак, вопрос о наличии сбережений показала, что доля семей, в которых сбережений не было и нет, увеличилась по сравнению с прошлым годом с 52% до 61%. Причем чаще такой ответ давали молодые россияне 18-24 лет, представители низкодоходной группы. Число семей безе сбережений растет обратно пропорционально размеру населенных пунктов, где проживают респонденты. Так, среди жителей сельской местности значимо чаще звучали заявления об отсутствии накоплений, чем среди жителей мегаполисов.

Диаграмма 1. Есть ли сейчас и были ли раньше сбережения в вашей семье? (%)

Есть ли сейчас и были ли раньше сбережения в вашей семье? (%)

Источник: исследовательский холдинг Ромир, февраль 2016

О том, что сбережения были, но были полностью потрачены в последнее время, заявили 12% россиян. Год назад такой вариант ответа указали 17% опрошенных. О частичном использовании сбережений, как и год назад, завил каждый десятый (10%) респондент.

Немного сократилась доля семей, в которых сбережения были всегда и есть сегодня – с 21% в прошлом году до 17% в текущем. Несколько чаще такой вариант ответа давали россияне 25-34 лет, т.е. активное работающее население, жители миллионников с доходов выше среднего.

В вопросе выбора валют для хранения сбережений за год произошли некоторые изменения. Среди тех, кто сбережениями обладает, а таковых, напомним, 27% от всего населения страны, 88% предпочитает хранить накопления только в рублях. Причем доля таких ответов за год увеличилась на 10%.

Приток в стан поклонников национальной валюты произошел за счет двойного сокращения доли тех, кто предпочитает хранить сбережения в различных валютах, раскладывая накопления по частям в рубли, доллары и евро. И такой тренд не вызывает удивления в связи с выросшими курсами валют. Чтобы обойтись без потерь из-за скачущих курсов, все больше россиян предпочитают хранить накопления в рублях. Доля поклонников валютных накоплений за год осталась неизменной (в пределах статпогрешност) и составила 5%.

Диаграмма 2. В каких денежных единицах Ваша семья хранит сбережения? (%) Вопрос задавался тем респондентам, у которых были и есть сбережения.

В каких денежных единицах Ваша семья хранит сбережения? (%) Вопрос задавался тем респондентам, у которых были и есть сбережения.

Источник: исследовательский холдинг Ромир, февраль 2016

Пятая часть населения (22%) признались, что полностью или частично потратили свои сбережения за последние месяцы. Им был адресован вопрос о том, куда они вложили значимые суммы. По сравнению с ответами, полученными на аналогичный вопрос год назад, ситуация с покупательскими предпочтениями изменилась. Напомним, что в прошлом году об использовании накоплений для крупных покупок заявляло 27%, что не намного больше, чем в текущем году. Однако, видимо, в конце 2014 и начале 2015 года россияне тратились активнее и на большее количество категорий.

Так, например, о покупке крупной бытовой техники год назад заявили 29% опрошенных. В этом году такой вариант ответа указали вдвое меньше респондентов – 14%. Доля купивших недвижимость также сократилась вдвое – с 8% до 4%. Аналогичному сокращению подверглись траты на образование. Год назад об оплате обучения заявили 8%, а в этом году – только 4%. Даже на лечение потратились в полтора раза меньше респондентов, чем годом ранее – 6%.

Потеряли привлекательность в качестве вложения сбережений такие статьи расходов, как покупка ювелирных изделий и драгметаллов. Год назад в ювелирку вложили часть сбережений 4% респондентов, а в этом году такой вариант ответа указал всего 1% из числа тех, кто отвечал на вопрос о потраченных сбережениях.

Инвестиции в бизнес и покупка ценных бумаг в этом году остались на нулевых отметках, хотя еще год назад о вложениях в развитие предприятий заявляли 3% респондентов, а ценные бумаги приобретали 1% участников опроса.

Не изменилась лишь доля тех, кто приобрел автомобиль. Как и года назад такой ответ указал каждый десятый (10%) респондент. Однако, судя по всему, в течение прошлого года россияне приобретали в основном подержанные автомобили, если рынок продаж новых авто просел в разы.

Диаграмма 3. Куда были потрачены / вложены сбережения за последние полгода? (%) Вопрос задавался тем респондентам, которые полностью или частично потратили свои сбережения в последние месяцы.

Куда были потрачены / вложены сбережения за последние полгода? (%) Вопрос задавался тем респондентам, которые полностью или частично потратили свои сбережения в последние месяцы.

Источник: исследовательский холдинг Ромир, февраль 2016

Год назад, отвечая на вопрос о способах вложения сбережений, треть респондентов указали вариант «другое». В этом году доля таких ответов возросла почти вдвое и составила 59%. Как показывают другие опросы Ромир, в частности о крупных покупках, россияне активно покупали одежду и обувь, мебель, вкладывали деньги в ремонты квартир и дач. Не исключено, что кто-то из респондентов также на подобные статьи тратил свои сбережения.

Во всероссийском опросе приняли участие 1500 человек в возрасте от 18 лет старше, проживающие в городах и сельской местности, во всех федеральных округах.  Выборка репрезентирует взрослое население России.

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81,

 pressa@romir.ru

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены