Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

72 700 рублей в месяц необходимо средней российской семье в месяц для «нормальной жизни»

Россияне в текущем году немного повысили свои материальные запросы по сравнению с прошлым годом, однако рост аппетитов оказался вдвое меньше годовой инфляции. Впервые за все годы наблюдений желаемые и средние реальные доходы, рассчитанные на основе данных Росстата, совпали с разницей в 300 рублей. Россияне уже второй год подряд демонстрируют реалистичность своих материальных аппетитов. Исключением, однако, предстали жители Поволжья и юга страны, где запросы для «нормальной жизни» на четверть превосходят средние реальные доходы в этих регионах.

В марте текущего года в ходе очередного всероссийского опроса  населения* исследовательский холдинг Ромир задал респондентам один из традиционных вопросов - сколько денег нужно семье из трех человек, проживающей в их населенном пункте, для «нормальной жизни». Аналогичные опросы проводятся уже несколько лет подряд, что позволяет отслеживать динамику по материальным запросам наших соотечественников.

Как показали результаты опроса, в целом тенденции по распределению материальных запросов россиян остались неизменными. Как и в предыдущие годы, наиболее популярными ответами стали 45-60 тысяч рублей – 27% и 60-90 тысяч рублей – 29%.

Диаграмма 1. Сколько денег в месяц, по вашему мнению, нужно семье из трех человек, проживающих в вашем населенном пункте, чтобы жить нормально?

Сколько денег в месяц, по вашему мнению, нужно семье из трех человек, проживающих в вашем населенном пункте, чтобы жить нормально?

Источник: холдинг Ромир, 2011-2016

Таким образом, более половины россиян (56%) готовы довольствоваться семейным бюджетом в диапазоне от 45 до 90 тысяч рублей. Почти пятая часть российских семей (18%) готова уложиться в 20-45 тысяч рублей. А каждый четвертый (26%) россиянин считает, что для «нормальной» жизни в его населенном пункте семье из трех человек нужно не менее 90-120 тысяч рублей и более (см. Диаграмму 1).

Таким образом, в текущем году средний размер желаемых доходов россиян  достиг показателя в 72 700 рублей, что всего на 5,5%  больше, чем годом ранее. Это значит, что россияне увеличили  свои материальные притязания меньше чем на размер годовой инфляции (12,9%). Желаемый доход и реальный, если учитывать средние зарплаты по данным Росстата при условии двух работающих человек в семье, впервые за многие годы наблюдений совпали с разницей в 300 рублей (см. Диаграмму 2).

Напомним, что уже в прошлом году россияне значительно умерили свои аппетиты по желаемым доходам, фактически вернувшись к показателям 2011-2012 годов. И уже в прошлом году впервые разрыв между желаемыми и реальными  доходами  достиг минимума за все годы наблюдений, чтобы в этом году фактически сойтись в одной точке.

Диаграмма 2. Средний желаемый доход (руб.) и средний реальный доход* (руб.) семьи при двух работающих (на основе данных Росстат о средней заработной плате).  

Средний желаемый доход (руб.) и средний реальный доход* (руб.) семьи при двух работающих (на основе данных Росстат о средней заработной плате).

Источник: холдинг Ромир, 2011-2016

Однако говорить о том, что мечты россиян о доходах наконец-то пришли в согласие с реальностью вряд ли возможно. Причиной сближения двух кривых стал скорее не рост доходов, а более реалистичный взгляд на желаемое материальное состояние. В кризисные времена происходит переоценка ценностей. Меняется стиль потребления, происходит переориентация на самое необходимое. Мечты уходят, запросы становятся приближенными к реальности.

Однако анализ результатов опроса по различным социально-демографическим характеристикам показывает, что не все россияне одинаково трезво смотрят на вопрос доходов.

В частности, сравнение средних доходов в различных федеральных округах с реальными же средними зарплатами в этих регионах показывает, что желаемые доходы жителей в центре страны и на Урале даже ниже, чем средние зарплаты в этих округах (см. Диаграмму 3). В Сибири и на Дальнем Востоке желаемый доход респондентов не намного выше реального – разница не превышает 5 тысяч рублей. А вот в северо-западном регионе (16%), в Поволжье (25%) и на юге (23%) страны разрыв между мечтами и реальностью в вопросе доходов существенный.

Диаграмма 3. Средний желаемый доход (руб.) и средний реальный доход* (руб.) семьи при двух работающих (на основе данных Росстат о средней заработной плате).  Сравнение по федеральным округам.

Средний желаемый доход (руб.) и средний реальный доход* (руб.) семьи при двух работающих (на основе данных Росстат о средней заработной плате).  Сравнение по федеральным округам.

Источник: холдинг Ромир, 2016

Уже второй год подряд материальные запросы женщин оказываются немного скромнее экономических пожеланий мужчин. Этот факт еще раз доказывает, что в трудные времена женщины легче встают на путь экономии и оптимизации. 

Если говорить о материальных запросах в разных возрастных группах, то молодежь 18-24 лет, которая поскромничала в прошлом году, в этом году увеличила свои запросы для «нормальной жизни» до 77 600 рублей. Материальные аппетиты россиян уменьшаются обратно пропорционально возрасту, чтобы опуститься до показателя в  62 500 рублей в группе старше 60 лет.

Традиционно жители мегаполисов предъявляют более высокие запросы по доходам для «нормальной жизни». В этом году жители миллионников запросили минимум 87 600 рублей. А наиболее умеренные пожелания по уровню дохода высказали жители крупных городов с населением от 500 тысяч до миллиона (63 700 руб.), уступив даже жителям сельской местности (65 900 руб.).

 

*Во всероссийском опросе приняли участие 1500 человек в возрасте от 18 лет старше, проживающие в городах и сельской местности, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое население России.

 

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81

pressa@romir.ru

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены