В марте текущего года расходы россиян на товары повседневного спроса за месяц выросли на 9,2%, что значительно оставляет позади величину месячной инфляции, рассчитанной Росстатом в размере 0,5%. По сравнению с мартом прошлого года расходы россиян увеличились на 8,4%, что также оказывается выше уровня накопленной за год инфляции в 7,3%. Рост расходов в марте объясняется не только предпраздничными покупками подарков и дополнительных продуктов для застолий, но и продолжающимся трендом по увеличению частоты походов в магазины при снижающемся среднем чеке. В каждом из магазинов, куда покупатели заходят в поисках привлекательных ценовых и продуктовых предложений, потребители в среднем оставляют на кассе меньшие суммы, но за счет интенсивности их совокупные расходы за месяц увеличиваются.
По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе панели домашних хозяйств *Romir Scan Panel, в марте текущего года расходы россиян на товары повседневного спроса за месяц выросли на 9,2%, что значительно оставляет позади величину месячной инфляции, рассчитанной Росстатом в размере 0,5%.
По сравнению с мартом прошлого года расходы россиян увеличились на 8,4%, что также оказывается выше уровня накопленной за год инфляции в 7,3%. Таким образом, мартовские результаты по ежедневным расходам можно назвать примерными – давно потребители не демонстрировали такого оптимизма, выраженного в стойком росте.
График 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – март 2016.
100% = январь 2012 года
Источник: Romir Scan Panel, март 2016
Даже реальные расходы россиян, то есть «очищенные» от инфляции постепенно выправляются. Если всю вторую половину прошлого года расходы за минусом инфляции оказывались ниже показателей двухлетней давности, а в некоторые месяцы - даже результатам 2012 года, то по итогам последних двух месяцев реальные расходы уступают только показателям благополучного 2013 года.
График 2. Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – март 2016.
100% = январь 2012 года
Источник: Romir Scan Panel, март 2016
Рост расходов в марте можно объяснить, с одной стороны, более длинным месяцем по количеству дней, чем в феврале. Поэтому и потрачено было немного больше, чем месяцем ранее. Также не стоит забывать о всенародно любимом празднике 8 марта, когда в качестве подарков выступают не только цветы, но и подарки, хотя бы в виде коробки конфет.
Но самое главное, как свидетельствуют данные, полученные на основе потребительской панели, расходы растут на фоне снижающегося среднего чека. Это означает, что россиян в попытках сэкономить уже второй месяц подряд активнее ходят по магазинам, посещая большее количество торговых точек в надежде найти специальные акции и привлекательные ценовые предложения. В каждом из магазинов они в среднем оставляют на кассе меньшие суммы, но в совокупности их расходы за месяц увеличиваются.
Напомним, что об этом феномене мы уже писали месяц назад, когда проявилась тенденция падения среднего чека на фоне растущих расходов. Действительно, такая мнимая стратегия экономии по результатам прошлого года показала, что две трети домохозяйств, увеличивших частоту походов в магазины, при сокращении среднего чека на 4% в итоге получили общий рост затрат на повседневные товары на 21%. И в первые месяцы текущего года мы продолжаем наблюдать этот тренд.
Города
В марте относительно февраля более всего свои расходы увеличили жители малых городов страны с населением от 100 до 500 тысяч человек - на +11,9%. А наиболее экономными себя показали жители миллионников, которые увеличили мартовские расходы всего на 3,7% относительно предыдущего месяца. При этом жители северной столицы смогли вообще уйти в минус в вопросе динамики расходов. Так, в марте относительно февраля расходы в городе на Неве сократились на 0,8%. Зато москвичи в первый весенний месяц не поскупились и увеличили свои повседневные расходы на 11,9% по сравнению с февралем.
Если рассматривать динамику расходов различных типах городов в разрезе года, то стоит отметить вдвое превосходящий инфляцию (+14,9%) рост расходов в стотысячниках. Жители миллионников также нарастили свои повседневные траты в марте текущего года относительно марта 2015 года на 11%. А вот жители пятисоттысячников и в разрезе месяца показали рост на 5%, а по году вообще ушли в минус на 4%.
Доходные группы
В противоположность предыдущему месяцу, когда низкодоходники тратились, а высокодоходники никак не изменили объемов своих расходов за месяц, в марте наблюдалась обратная картина. Так, представители низкодоходной группы сохранили свои мартовские расходы на уровне февраля. Представители среднедоходной группы увеличили расходы на 8,8% относительно предыдущего месяца, а высокодоходники показали рост ежедневных трат на 13,5%.
В разрезе года наибольший рост расходов оказался в среднедоходной группе +11%. Россияне с высоким доходом увеличили свои повседневные расходы от марта к марту на 8%. А вот россиянам с низким доходом в марте текущего года удалось потратить всего на 2,4% больше, чем годом ранее.
Однако не стоит обольщаться, так как это не скорее не правило, а исключение. Напомним, что сильнее всего от растущих цен страдают представители низкодоходной группы, которым волей-неволей приходится увеличивать свои расходы вслед за ростом цен даже на самые дешевые продукты. В итоге в прошлом году мы наблюдали увеличение расходов в низкодоходной группе вплоть до 25% в разрезе года. Сегодня же мы сравниваем расходы с периодом годичной давности, когда цены уже существенно скорректировались в связи с ростом курсов валют и продуктовым эмбарго. Поэтому в разрезе года рост расходов у низкодоходников теперь не такой пугающий.
Однако по сравнению с периодом, например, двухлетней давности ежедневные траты низкодоходников увечились на 24%, а по сравнению с мартом 2013 года они выросли на 37%. Для сравнения высокодоходники за три года увеличили свои повседневные траты всего на 18,5%, а среднедоходники – на +22%.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10000 россиян, 4000 домохозяйств в 52 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 988 60 81, pressa@romir.ru