В марте текущего года средний чек продолжил свое падение, начатое месяцем ранее, хотя и с меньшими темпами. Так, по итогам первого весеннего месяца средний чек получил значение в 491 рубль, что на 1,6% меньше, чем в феврале. Относительно же марта прошлого года средний чек сократился на 17,4%. По-прежнему наибольшие потери в размере чека несут крупные города и крупные торговые форматы. Гипермаркеты страдают уже не первый месяц, сокращение крупных закупок уже стало потребительским трендом последних месяцев. В противовес развивается тренд увеличения количества посещаемых торговых точек. От этого выигрывают дискаунтеры и магазины у дома, в которых чек, кстати, за месяц почти не пострадал.
Индекс «Среднего чека», как и другие индексы - потребительской активности (ИПА) и «Кофе с Молоком» (КсМ) - рассчитывается основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Информация о покупках, поступающая в режиме онлайн от 10 000 покупателей в городах с населением от 100 тысяч человек, позволяет видеть не только категории и объем товаров повседневного спроса, которые покупают россияне, но и отслеживать динамику затрат горожан в абсолютном (денежном) и процентном выражении.
В марте текущего года средний чек продолжил свое падение, начатое месяцем ранее. По итогам первого весеннего месяца средний чек составил 491 рубль, что на 1,6% меньше февральского значения. Относительно марта прошлого года средний чек сократился на 17,4%. Фактически размер среднего чека вернулся к значениям начала 2012 года. Ниже размер среднего чека наблюдался лишь в некоторые месяцы 2012 и 2013 года. Но, начиная с 2014 года, так низко средний чек еще не опускался.
Карта 1. Показатель среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.
Источник: Romir Scan Panel, март 2016
Однако поведение среднего чека тревоги не вызывает. Общие совокупные расходы россиян за март опять выросли, как и в феврале. То есть продолжающееся снижение размера среднего чека говорит лишь о том, что потребители все интенсивнее ходят по магазинам в поисках лучших продуктовых и ценовых предложений. В каждом из них они единоразово тратят меньше, но общие расходы при этом растут.
В разрезе регионов средний чек в марте в основном снижался, причем с разной интенсивностью. Так, в Сибири, на юге страны и в Поволжье средний чек похудел на умеренные 2-4%. А вот на Дальнем Востоке произошел небывалый скачок вниз размера среднего чека, который за месяц потерял сразу -15,6%. Таким образом, дальневосточный чек снизился до значений, которые никогда не фиксировались в этом регионе. А вот в Центральном ФО (+0,9%) и на Урале (+0,2%) средний чек даже чуть-чуть прибавил по сравнению с февралем. На северо-западе же чек снизился, как в среднем по стране, на -1,6%.
График 1. Динамика среднего чека по федеральным округам, в рублях.
Источник: Romir Scan Panel, март 2016
В марте средний чек в столице остался практически неизменным относительно февраля, снизившись всего на 2 рубля – с 661 до 659. А вот в Питере чек похудел более ощутимо – на -4,7%. Таким образом, после февральских 680 рублей чек в северной столице в марте получил значение в 648 рублей. После нескольких месяцев, когда средний чек в Питере превосходил московский, тренд был прерван. По итогам марта средний чек в северной столице оказался на 10 меньше чем в белокаменной.
В других типах городов средний чек также показала падение. Причем в миллионниках сокращение среднего чека превзошло аналогичную динамику в других типах городов. Так, в мегаполисах средний чек в марте относительно февраля похудел на -3%, в пятисоттысячниках – на -1,2%, а в стотысячниках – на -1,7%.
Большее сокращение среднего чека в миллионниках по сравнению с другими городами объясняется более развитой торговой инфраструктурой в крупных городах. Если мы говорили о том, что потребители последние месяцы начали посещать большее количество торговых точек в поисках лучших предложений, то в миллионниках представленность ритейла им это позволяет.
Однако в разрезе года стоит отметить, что больше других средний чек сократился в малых и средних городах – на 19-20%. А мегаполисах за год средний чек потерял 12%.
Сокращение среднего чека продолжается во всех типах торговых каналов. Но если в феврале сильнее всего от сокращения среднего чека «пострадали» гипермаркеты, то в марте наибольшие потери понесли магазины традиционной торговли через прилавок. В них средний чек сократился сразу почти на 11%, тогда как в современных крупных форматах – на 3-4%. И всего 2 рубля за месяц потерял средний чек в дискаунтерах, что дало сокращение чека менее чем на 1 процент.
Таким образом, размер среднего чека в гипермаркетах продолжает бить антирекорды. За последние четыре года наблюдений средний чек в гипермаркетах никогда не опускался до подобных значений. Остальные торговые форматы пока по размеру среднего чека выдерживают конкуренцию с показателями трехлетней давности.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10000 россиян, 4000 домохозяйств в 56 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 988 60 81,