Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

493 рубля потратил в апреле 2016 года среднестатистический российский горожанин за один поход в магазин

В апреле текущего года средний чек остался практически неизменным по сравнению с мартом, прибавив всего 2 рубля и достигнув отметки в 493 рубля. Таким образом, средний чек вырос ровно на значение официальной инфляции за месяц, т.е. на 0,4%. За год же средний чек сократился на -7,3%, что с учетом накопленной инфляции дает падение почти на 15%. В апреле средний чек вырос в миллионниках, из общего числа которых, однако, выпали обе столицы, где средний чек продолжил падение. Чек продолжает снижаться во всех типах торговых каналов, но особенно в гипермаркетах. То есть потребители отказываются от крупной закупки – стратегия интенсивного шопинга с посещением большего количества магазинов в поисках лучших предложений продолжается.

Индекс «Среднего чека», как и другие индексы - потребительской активности (ИПА) и «Кофе с Молоком» (КсМ) - рассчитывается основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Информация о покупках, поступающая в режиме онлайн от 10 000 покупателей в городах с населением от 100 тысяч человек, позволяет видеть не только категории и объем товаров повседневного спроса, которые покупают россияне, но и отслеживать динамику затрат горожан в абсолютном (денежном) и процентном выражении.

В прошедшем апреле средний чек остался практически неизменным по сравнению с мартом, прибавив всего 2 рубля и достигнув отметки в 493 рубля. Таким образом, средний чек вырос ровно на значение официальной инфляции за месяц, т.е. на 0,4%. А в разрезе года средний чек в апреле похудел на -7,3%. Если к этому добавить еще и аналогичный показатель накопленной инфляции, то падение становится ощутимым – почти 15%.

Карта 1. Показатель среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.

Показатель среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.

Источник: Romir Scan Panel, апрель 2016

Таким образом, средний чек сохраняет свои позиции на низких отметках фактически четырехлетней давности. Как мы писали ранее, ниже размер среднего чека наблюдался лишь в некоторые месяцы 2012 и 2013 года. Но, начиная с 2014 года, так низко средний чек еще не опускался.

Однако тенденция по интенсивному шопингу продолжается. То есть россияне ходят чаще и в большее количество торговых точек в поисках привлекательных продуктовых и ценовых предложений. В каждом магазине они оставляют на кассе более скромные суммы, чем, например,  еще в прошлом году. Однако в феврале и марте такая стратегия общей экономии не помогла, а, наоборот, вызвала совокупный рост расходов. В апреле же, вероятно, на фоне Великого Поста, общие расходы немного сократились при почти неизменном среднем чеке.

Если рассматривать поведение среднего чека в различных регионах, то стоит отметить его неизменность в Центральном ФО – в апреле сохранился мартовский показатель в 556 рублей. В Южном, Уральском и Сибирском округах колебания значений среднего чека оказались незначительными в сторону плюса или минуса. Ощутимее всего средний чек подрос в Приволжском округе – на +4,4% по сравнению с мартом.

А сильнее всего чек похудел в северо-западном регионе – почти на -4%. С учетом того, что в СЗФО в апреле общие расходы потребителей выросли более чем на 20%, напрашивается вывод о том, что жители региона именно в апреле начали активно практиковать стратегию интенсивного шопинга, которая и привела к подобным результатам.

График 1. Динамика среднего чека по федеральным округам, в рублях.

Динамика среднего чека по федеральным округам, в рублях.

Источник: Romir Scan Panel, апрель 2016

В Питере средний чек в апреле похудел на -3,2%, остановившись на отметке в 627 рублей после мартовских 648. Чек в Москве тоже сдал в апреле, но менее интенсивно – с 659 до 650 рублей. В целом же Москва и Питер выбились из общей картины состояния среднего чека в миллионниках в апреле. Так, в целом по стране в мегаполисах средний чек в апреле подрос на 4,6%. А в других типах городов он остался ровно на мартовских позициях.

В разрезе же года средний чек в миллионниках похудел на -7,3%, тогда как в пятисоттысячниках и стотысячниках за год средний чек сократился на -15%. Аналогичная ситуация наблюдалась и в предыдущие месяцы. Средний чек быстрее и ощутимее сокращается в менее крупных городах, нежели в миллионниках.

Средний чек продолжил сокращаться во всех торговых каналах – на 5-8 рублей за месяц. Только в супермаркетах средний чек сумел набрать за месяц 3 рубля, что дает прибавку менее чем в 1%. Таким образом, в супермаркетах, дискаунтерах и магазинах традиционной торговли средний чек стремится к показателям трехлетней давности. А вот в гипермаркетах таких низких значений среднего чека не фиксировалось никогда ранее за четыре последних года наблюдений. Потребители уходят от крупной закупки, дробя покупки, что также укладывается в стратегию интенсивного шопинга.

 

 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10000 россиян, 4000 домохозяйств в 56 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81,

pressa@romir.ru

 

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены