Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Патриотизм как безусловная любовь. Проект Ромир «Россия. 10 лет спустя».

Исследовательский холдинг Ромир продолжает проект «Россия. 10 лет спустя», начатый в прошлом году. В ходе регулярных опросов россиянам вновь были адресованы те же вопросы, что им задавались в разное время в период с 2000 по 2007 год. За годы существования и развития новой России изменилась страна, произошла масса событий как приятных, так и печальных. Меняются поколения. Меняется мир. Все это не могло не сказаться на мировоззрении россиян. Десятилетний период – хороший срок, чтобы сделать новый срез общественного мнения и посмотреть, что же изменилось в сознании наших сограждан. И тем любопытнее оказалась полученная динамика. По каким-то вопросам наблюдаются заметные изменения, в других темах тенденции в целом сохранились.

На этот раз в фокусе внимания исследователей оказалось понятие «патриотизма» в восприятии россиян. «У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма», — заявил Владимир Путин в начале текущего года на встрече «Клуба лидеров». Ранее президент в своих выступлениях неоднократно говорил о важной роли патриотизма. Так, летом 2015 года он сказал, что патриотизм — это «священный долг россиян», а в октябре назвал его «нравственным ориентиром» для подростков. Как же сами россияне воспринимают патриотизм?

В мае текущего года в рамках очередного всероссийского опроса населения исследовательский холдинг Ромир попросил своих респондентов дать определение понятию «Патриотизм». Аналогичный опрос проводился в 2007 году. Полученные результаты показали, что в целом восприятие россиянами понятия патриотизма существенно не изменилось. По-прежнему наиболее популярным ответом стало определение патриотизма как любви к Родине – так думают 36%  при 38% аналогичных ответов в 2007 году. Однако по остальным предложенным вариантам были зафиксированы небольшие изменения.

Каждый десятый опрошенный (11%) убежден в том, что Россия – это великая держава, и связывает патриотизм с этим убеждением. В 2007 году доля таких ответов была чуть выше и составляла 15%. Еще 10% респондентов с понятием патриотизма связывают веру в Россию не зависимо от того, права она или нет. Девять лет назад доля подобных ответов также была чуть выше - 14%. Почти вдвое с момента последнего опроса сократилось число сторонников идеи особого пути развития для России как понятия патриотизма – с 13% до 7%.

По другим вариантам ответов были получены небольшие доли голосов, однако все они немного выросли за последние девять лет. Так, сегодня 7% россиян связывают понятие патриотизма с убеждение в том, что Россия лучше всех других стран. В 2007 году такой вариант ответа указали 4% опрошенных. Вдвое – с 3% до 6% – выросла доля тех, что считает Россию самой духовной страной и на этом основывает свое восприятие патриотизма. 5% россиян полагают что Россия – богоизбранная страна, тогда как в 2007 году такой ответ указали лишь 1% населения.

Доли скептических ответов с определениями патриотизма в России изменились незначительно. Так, 5% россиян полагают сегодня, что патриотизм – это лишь орудие в политической борьбе за власть. Еще 4% респондентов назвали патриотизм в России лицемерием и ложью. И также 4% опрошенных считают патриотизм в целом разновидностью идей превосходства одного народа над другими. Таким образом, общая доля критических ответов в нынешнем опросе составила 13% при 9% аналогичных ответов в 2007 году.

Диаграмма 1. С каким из следующих утверждений о том, что такое патриотизм Вы скорее согласны...? (%) Не представлены  доли затруднившихся ответить.

С каким из следующих утверждений о том, что такое патриотизм Вы скорее согласны...? (%) Не представлены  доли затруднившихся ответить.

Источник: Ромир, май 2016

Любопытно, что в ходе опроса были получены достаточно единодушные ответы на заданный вопрос в различных возрастных, доходных, социальных группах. Различия во мнениях были выявлены только в региональном разрезе. Например, патриотизм и любовь к Родине неразделимы для половины (51%) жителей Южного федерального округа и Северного Кавказа. Также аналогичный ответ указали 46% жителей Урала, что значительно выше, чем в среднем по выборке.

О патриотизме, как убежденности в величии России втрое (30%) чаще, чем по выборке в среднем говорили жители Крыма. Жители полуострова также значительно чаще указывали такие определения патриотизма, как «Россия лучше всех стран» и «Россия – самая духовная страна» - по 18% ответов при средних в 6-7%.

А вот наибольшее число скептиков относительно идей патриотизма было выявлено в Приволжском федеральном округе. Там общее число критических определений патриотизма превысило четверть всех голосов (27%).

Президент холдинга Ромир и вице-президент ассоциации Gallup International/WIN Андрей Милехин поясняется результаты исследования следующим образом: «Исследования показывают, что патриотизм - понятие сущностное, и оно не сильно подвержено изменениям, которые переживает страна. Хотелось бы, чтобы патриотизм в нашей стране был связан не только с бесконечными преодолениями, но и с благополучием, чтобы россияне могли гордиться высоким уровнем жизни».

* В опросе приняли участие 1500 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и старше, проживающих во всех типах городов и в сельской местности, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое  население России. 

 

 

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81

pressa@romir.ru

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены