В преддверии сезоны летних отпусков исследовательский холдинг Ромир попросил респондентов рассказать об их планах на отпуск. Выяснилось, что количество отпускников в летний период остается стабильным. Так 40% респондентов заявили, что планируют провести свой отпуск на российских курортах или в турпоездке по стране. И доля таких ответов растет по сравнению с предыдущими годами. Одновременно более чем вдвое сократилась доля тех, кто собирается отдохнуть на зарубежных курортах – с 28% в прошлом году до 12% в этом. В среднем россияне планируют потратить на отпуск 40 тысяч рублей на человека. Используя данные опроса, Центр мониторинга технологической модернизации и научно-технического развития ОНФ проанализировал доступность курортных регионов страны с точки зрения комплексного обеспечения отдыхающих товарами первой необходимости в рамках проекта «Гражданский календарь импортозамещения». Наибольший ассортимент продуктов питания экспертами был зафиксирован в магазинах Северо-Кавказского федерального округа. Лидером по доступности продовольственных товаров стал Крым.
Исследовательский холдинг Ромир в рамках майского опроса городского населения* попросили респондентов рассказать о своих планах на летний отдых. В предыдущие годы Ромир также спрашивал у россиян о том, как они проводили летние каникулы. Таким образом, была получена возможность отследить динамику в вопросе летних отпусков – как меняются предпочтения отдыхающих в связи с кризисом, выросшими курсами валют и внешнеполитической обстановкой.
Итак, как показали результаты опроса, доля планирующих отдохнуть летом 2016 года почти равна числу отдохнувших в прошлом году – 75%. При этом 12% респондентов ответили, что еще до конца не определились – брать отпуск летом или нет. Не исключено, что в итоге они увеличат долю тех, кто в отпуск все же пойдет. Не будет отпуска летом у 13% опрошенных.
Таким образом, можно говорить о том, что кризис отпуску не помеха. А планы на проведение отпуска подтверждают этот факт. Так, сокращается доля тех, кто планирует брать летом отпуск, но собирается проводить его дома, без поездок и путешествий. Если в предыдущие годы число домоседов составляло 12% от общего числа опрошенных, то в этом году о планах на домашний отпуск заявило уже только 7% респондентов.
Остальные собираются в различные поездки и путешествия. Так, 40% респондентов заявили, что планируют провести летний отпуск на курортах (25%) или в туристической поездке (15%) по нашей стране. То есть можно говорить о том, что популярность внутреннего туризма растет. Например, в докризисном летнем сезоне 2014 года на российских курортах и в турпоездках по стране каникулы провели 27% россиян. А уже в прошлом году этот показатель вырос до 38%.
По-прежнему лидерами среди пляжных направлений остаются курорты Краснодарского края - Сочи, Анапа, Туапсе, небольшие поселки между курортными городами. Но вместе с тем растет популярность Крыма, а также Балтийского побережья Калининградской области.
Стабильным остается спрос на санатории и дома отдыха. Доля россиян, которые проводят летний отпуск подобным образом не велика – всего 4%, но постоянна. В прошлом году также 4% респондентов провели летние отпуска в санаториях.
Рисунок 1. Где россияне проводили отпуска в 2014-2015 годах и где планируют в 2016*. (Возможно несколько вариантов ответа).
Источник: Ромир, май 2016
Параллельно с ростом популярности внутреннего туризма в этом году более чем в два раза сократилась доля тех, кто планирует провести летний отдых на зарубежных курортах. Об таких планах заявили только 12% респондентов. Тогда как еще в прошлом году за границей отдохнули в летний период 28% опрошенных, а годом ранее – 37%.
Вероятно, первопричиной отказа россиян от зарубежных поездок стало, безусловно, закрытие наиболее популярных и доступных направлений, как Египет и Турция. Европейские же курорты в евровыми ценами для большинства наших соотечественников теперь выглядят еще менее досягаемыми, чем раньше.
28% респондентов заявили, что собираются провести отпуск на даче либо в гостях у друзей или родственников. В прошлом году доля таких ответов составила 33% , а в 2014 – также 28%. Не исключено, что часть респондентов, кто точно собирается в отпуск, но еще не определился с планами, а таковых набралось 11%, примкнет в итоге к дачникам, а кто-то к домоседам. Таким образом, размеры этих групп отпускников имеют шансы продемонстрировать стабильность в постоянстве.
И в завершении опроса тем респондентам, которые собираются предпринять различные путешествия во время отпуска, был задан вопрос о планируемых расходах. Выяснилось, что до 20 тысяч рублей на человека планируют потратить 21% из числа собирающихся в путешествие. На сумму от 20 до 40 тысяч на человека рассчитывают 42% отвечавших на вопрос. Об отпускном бюджете в диапазоне 40-80 тысяч на человека заявили 29% респондентов. А свыше 80 тысяч планируют потратить 7% опрошенных. В среднем же получается, что россияне планируют потратить на летний отдых 40 тысяч рублей на человека.
- Туристическая поездка - это не только проезд и проживание. Отдыхающие будут тратить значительные суммы на покупку тех же продуктов питания. Хватит ли россиянам запланированной суммы, чтобы ни в чем себе не отказывать? Используя данные второго замера, проведенного нашим центром в апреле в рамках проекта «Гражданский календарь импортозамещения», мы решили оценить доступность курортных регионов страны именно с точки зрения комплексного обеспечения отдыхающих товарами первой необходимости, - отметила руководитель Центра ОНФ по мониторингу технологической модернизации Анна Заборенко.
Так, наибольший ассортимент продуктов питания зафиксирован в магазинах Северо-Кавказского федерального округа. Со значением показателя разнообразия 3,5 он опережает другие округа, причем Крымский - в 2,3 раза. Занять столь высокие позиции Северному Кавказу позволила рыба: в среднем в отдельно взятом магазине региона отдыхающий сможет выбрать между шестью видами мороженной рыбы.
С другой стороны, Крым компенсирует отсутствие разнообразия продуктов их доступностью. Стоимость продуктовой корзины составленной из килограмма картофеля, моркови, помидоров, рыбы и яблок обойдется нашему туристу в 548 руб.
А вот отдыхающим на курортах Северного Кавказа и Юга России придется доплатить за тот же продуктовый набор более 150 руб. И это при том, что указанные федеральные округа признаны наиболее импортозамещающими: четко выраженное отечественное происхождение там имеют 60% и 57% продуктов питания соответственно.
На фоне традиционных регионов летнего отдыха российские курорты Балтийского побережья не могут порадовать туристов ни разнообразием товаров, ни их низкой стоимостью, ни преобладанием отечественных продуктов. Однако с точки зрения потребительской привлекательности местные магазины стали тем приятным исключением, когда по внешнему виду отечественные овощи и фрукты со средним значением 4,3 обошли иностранные.
* В опросе приняли участие 1000 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и старше, проживающие во всех типах городов и в сельской местности, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое экономически активное население России.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Центр ОНФ по мониторингу технологической модернизации является экспертной площадкой для проведения общественного мониторинга, публичного обсуждения и выработки предложений по реализации поручений президента РФ, лидера ОНФ Владимира Путина, связанных с модернизацией национального научно-технического комплекса и всей экономики России в целом.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 988 60 81