Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Сезонный провал расходов

В июне текущего года расходы россиян показали беспрецедентное падение по сравнению с предыдущим месяцем, сократившись на 11,4%. В разрезе года расходы на повседневные товары увеличились всего на 5,8%, что не дотягивает до накопленной за период инфляции в 7,5%, рассчитанной Росстатом. Таким образом, реальные расходы опять откатились на уровень двухлетней давности, уступив показателям и 2015, и 2013 годов. Общая динамика индекса потребительской активности в июне в целом совпадает с трендом предыдущих лет. Однако в предыдущие годы ни разу не наблюдалось столь резкого и ощутимого падения, как в нынешнем году. Экономия россиян продолжается. Средний чек сохранил майскую величину. Доля продовольствия в общей корзине затрат немного подросла до 54%. При общем сокращении расходов, вероятно, можно говорить о том, что в июне россияне постарались сэкономить на непродовольственных товарах.

По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе скан-панели домохозяйств *Romir Scan Panel, в июне текущего года повседневные расходы россиян показали беспрецедентное падение по сравнению с предыдущим месяцем, сократившись на 11,4%. В данном случае не имеет смысла даже сравнивать изменение повседневных расходов с официальным уровнем инфляции в 0,4% - насколько очевидно, что в своих тратах в июне отечественные потребители ушли в глубокую минусовую динамику. В разрезе года расходы на повседневные товары увеличились на 5,8%, что, тем не менее, не дотягивает до накопленной за период инфляции в 7,5%, рассчитанной Росстатом.

График 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – июнь 2016. 

Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – июнь 2016.

100% = январь 2012 года 

Источник: Romir Scan Panel, июнь 2016 

Реальные расходы, то есть «очищенные» от инфляции, не оправдали надежд предыдущего месяца. Тогда мы писали, что при существовавшей динамике реальные расходы в июне имели шанс наконец-то «выйти из тени» результатов 2013 года. Однако этого не произошла, а даже наоборот – реальные расходы прошедшего июня опять оказались на уровне января 2012 и июня 2014 годов, уступив показателям 2015 и 2013 годов.

График 2. Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – июнь 2016. 

Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – июнь 2016.  

100% = январь 2012 года 

Источник: Romir Scan Panel, июнь 2016 

Общая динамика индекса потребительской активности в июне в целом совпадает с трендом предыдущих лет. В июне объемы ежедневных расходов россиян обычно снижались после небольшого майского подъема. Однако в предыдущие годы ни разу не наблюдалось столь резкого и ощутимого падения, как в нынешнем году. Предыдущий антирекорд в динамике индекса был зафиксирован в 2013 году и составил около -10%.

Снижение индекса можно связывать и с сезонностью, а в частности с летним удешевлением ряда овощей и фруктов. С другой стороны, экономия россиян продолжается. Средний чек сохранил майскую величину. Доля продовольствия в общей корзине затрат немного подросла до 54% с беспрецедентно низких 50% в мае. Таким образом, при общем сокращении расходов можно говорить о том, что в июне россияне постарались сэкономить на непродовольственных товарах.

Города 

В июне наиболее экономными показали себя жители мегаполисов во главе с жителями обеих столиц. Так, москвичи совратили свои расходы в июне относительно мая на -16,2%, и жители Санкт-Петербурга в мае потратили на 12,8% меньше, чем месяцем ранее. Жители остальных миллионников показали падение расходов на -15,7%.

Такое резкое сокращение расходов в месячном выражении  принесло плачевные результаты и в разрезе года. Так, в Москве относительно июня прошлого года расходы сократились на -3%, в Питере годовая динамика оказалась нулевой, а в целом по миллионникам падение расходов составило -1,6%.

 

В пятисоттысячниках потребители также предпочли сэкономить в июне, сократив расходы относительно мая на -8,3%. В городах с населением 100-500 тысяч человек сокращение расходов составило -7,6%.

Относительно июня прошлого года пятисоттысячники показали небольшой рост в 3,1%, что, тем не менее, не способно перекрыть накопленную инфляцию. Зато в небольших городах в годовом выражении был зафиксирован ощутимый рост расходов на 16,1%. Однако подобный рост был обеспечен за счет так называемой низкой базы прошлого лета.

Доходные группы 

В июне представители различных доходных групп наращивали масштабы экономии прямо пропорционально доходу. Так, низкодоходники относительно мая сократили свои расходы на 9,2%, среднедоходники – на 11,5%, а высокодоходники – на 12,5%.

Таким образом, россияне с низким и высоким доходом вернулись в объемах своих  расходов фактически к уровню июня прошлого года, прибавив всего по 2%. Среднедоходники в разрезе года показали рост расходов на 10%, что как минимум превосходит накопленную инфляцию.

 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 23 000 россиян, 9 000 домохозяйств в 95 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81, pressa@romir.ru

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены