Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Из простых удовольствий остался только кофе

В июне текущего года индекс «Кофе с Молоком» продолжил свое снижение и достиг показателя в 869 п.п., что на -3,2% меньше уровня минувшего мая. Четырехмесячное снижение индекса КсМ фактически вернуло его к показателям прошлого года. Так, относительно июня 2015 года КсМ показал снижение на -0,6%. В учетом накопленной за год инфляции в 7,5% падение Индекса составило более 8%. Если раньше россияне заедали тяжелые экономические времена кофе с молоком и шоколадом, то сегодня они активно сокращают затраты на маленькие гастрономические радости. Из простых удовольствий они позволяют себе только кофе, наращивая объемы его покупки. А вот к шоколаду интерес теряется, что и ведет к снижению Индекса.

 

Индекс «Кофе с Молоком» (КсМ), рассчитывается, как и уже ставший традиционным Индекс потребительской активности (ИПА), на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме онлайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 23 000 участников скан-панели в 95 городах России с населением от 10 тыс. жителей.

Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться «от хорошей жизни», в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством.

Таким образом, ингредиенты индекса «Кофе с Молоком» являются, по сути, элементарным набором «простых удовольствий». Примечательно, что ценовой показатель «Кофе с Молоком» в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс «Кофе с Молоком» является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.

 

В июне текущего года индекс «Кофе с Молоком» продолжил свое снижение и достиг показателя в 869 п.п., что на -3,2% меньше уровня минувшего мая. Четырехмесячное снижение индекса КсМ фактически вернуло его к показателям прошлого года. Так, относительно июня 2015 года КсМ показал снижение на -0,6%. В учетом накопленной за год инфляции в 7,5% падение Индекса составило более 8%. Если раньше россияне заедали тяжелые экономические времена кофе с молоком и шоколадом, то сегодня они активно сокращают затраты на маленькие гастрономические радости.

Фактически Индекс КсМ своей динамикой обогнал кривую индекса потребительской активности, которая показала значительное снижение только в июне относительно мая. До этого попытки россиян сэкономить путем активного шопинга, т.е. через посещение большего количества торговых точек в поисках лучших предложений, все равно приводили к небольшому росту расходов. Экономия удалась лишь в первый летний месяц.  КсМ же снижается который месяц подряд за счет сокращения объемов покупки всех ингредиентов индекса. И даже рост цен не спасет ситуацию.

Диаграмма 1. Динамика Индекса «Кофе с Молоком». Январь 2013 – июнь 2016

Динамика Индекса «Кофе с Молоком». Январь 2013 – июнь 2016 

Источник данных: Romir Scan Panel, июнь 2016

Сразу отметим, что в июне сократилось количество домохозяйств, которые покупали кофе и шоколад – на -1% и -3% соответственно. Цены на все ингредиенты Индекса в июне выросли относительно майских показателей, и потребители отреагировали на это еще большим снижением объемов покупки, чем в предыдущем месяце, который отличался компенсирующими процессами.

Так, цены на воду за месяц выросли на 4,4%, а объемы покупки упали на 4%. Выросшие цены на кофе на 3% были компенсированы снижением объемов на -3,1%. При почти неизменных ценах на молоко россияне сократили объемы его покупки в июне на -8%. Шоколада в июне россияне купили на -9,2% меньше при выросшей цене на него на 3,9%. Таким образом, можно говорить, что резкое сокращение объемов покупок молока и шоколада привело к месячному падению КсМ.

В годовом же выражении изменение Индекса почти на полпроцента в сторону минуса объясняется ощутимым снижением объемов покупки воды (-12,8%), молока (-15,6%) и шоколада (-7,1%). И даже выросшие цены на кофе (+4,2%) при выросших же объемах его покупки (+3,9%) не смогли скорректировать ситуацию.

В Москве индекс «Кофе с Молоком» показал еще большее снижение в разрезе месяца, сократившись на -8,2% до 1041 п.п. В годовом выражении Индекс остался неизменным. Таким образом, и относительно прошедшего мая, и в сравнении с июнем прошлого года маленьких гастрономических радостей в столице стало более чем на 8% меньше.

Москвичи, как и остальные жители страны, в июне сократили объемы покупки всех ингредиентов Индекса: -1,3% по кофе, -5,4% по воде, -15,2% по шоколаду и -18,1% по молоку. И даже немного выросшие цены на воду (+6,5%), молоко (+2%) и шоколад (+4%) не смогли компенсировать упавшие объемы, что и привело к столь ощутимому снижению показателя индекса относительно предыдущего месяца.

В годовом выражении нулевая динамика индекса обязана разнонаправленным процессам, которые в итоге компенсировали друг друга. Ранее мы неоднократно писали о том, что годовым ростом Индекс обязан растущим ценам на кофе и шоколад, как ингредиентам наиболее дорогостоящим и оказывающим наибольшее влияние на конечный показатель КсМ. И опять кофе и шоколад сыграли решающую роль. При росте цен на шоколад относительно июня прошлого года на 4% жители столицы сократили объемы его на покупки на -7,4%. Однако по кофе ситуация оказалась противоположной. Цены на напиток снизились за год на -7,8%, но москвичи купили кофе на 22% больше, чем годом ранее.

Воды москвичи в июне купили на 3% больше по цене на 6% выше, чем годом ранее. Зато показали провал в потреблении молока. Даже при упавших на него цена на -2% жители столицы купили молока в июне меньше на -18%, чем годом ранее.

Таким образом, в целом можно говорить, что последней радостью россиян остается кофе – его потребители по-прежнему покупают больше, чем годом ранее. А вот к шоколаду россияне теряют интерес, что и ведет к общему снижению индекса.

 

*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 23 000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 10 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

 

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 6081,

pressa@romir.ru

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены