Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Экономная закупка

В июле текущего года расходы россиян выросли относительно июня на 0,7%, что, безусловно, скромно после июньского провала, но, тем не менее, опережает месячную инфляцию в 0,5. В разрезе года повседневные расходы россиян выросли на 4,2%, что до накопленной инфляции в 7,2% заметно не дотягивает. Таким образом, можно констатировать продолжение общего режима экономии россиян. Средний чек в июле сохранил значение двух предыдущих месяцев. Однако ощутимо выросла доля продовольственных товаров в общей корзине затрат. Не исключено, что россияне пытаются сделать закупки продуктов по летним сниженным ценам. А в попытках держать свои расходы под контролем им приходится отказываться от непродовольственных товаров.

По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе скан-панели домохозяйств *Romir Scan Panel, в июле текущего года повседневные расходы россиян выросли на 0,7% по сравнению с июнем, немного обогнав официальную инфляцию, рассчитанную Росстатом в размере 0,5%. Относительно июля прошлого года повседневные расходы наших соотечественников выросли на 4,2%, что до накопленной инфляции в 7,2% несколько не дотягивает (см. График 1).

График 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – июль 2016. 

Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – июль 2016.

100% = январь 2012 года 

Источник: Romir Scan Panel, июль 2016 

Таким образом, реальные расходы, то есть «очищенные» от инфляции, остаются, как и в июне, на уровне ниже показателей 2013-2015 годов (см. График 2).

График 2. Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – июль 2016. 

Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – июль 2016.  

100% = январь 2012 года 

Источник: Romir Scan Panel, июль 2016 

Общая динамика индекса потребительской активности в июле в целом повторяет тенденции предыдущих лет, когда после июньского спада июльский Индекс показывал небольшой рост. Правда, в этом году рост оказался почти незаметным даже против показателей 2015 и 2013 годов, когда июльская динамика составляла более 2% со знаком плюс. 

Подобные результаты повседневных трат россиян говорят о продолжении режима экономии. Средний чек в июле сохранил значение предыдущих двух месяцев. При этом ощутимо повысилась доля продовольствия в общей корзине расходов россиян – до 67% после 54% месяцем ранее. Такое ощущение, что россияне пытаются делать новые продуктовые запасы, отказываясь от непродовольственных товаров.

 

Города и регионы

В июле москвичи продолжили тренд экономии, начатый месяцем ранее. Они сократили свои расходы на -0,8%. Аналогичное сокращение расходов москвичей произошло и в разрезе года. А вот жители северной столицы после июньского резкого снижения повседневных трат в июле вернулись на майские позиции, прибавив в своих тратах почти 13%. Относительно июля прошлого года жители Питера также показали рост расходов на 10%.

Вторя динамике повседневных трат жителей Москвы и Питера, динамика расходов в соответствующих регионах оказалась схожей. Так, в Центральном ФО июльские расходы жителей остались на уровне июня. А на северо-западе июльские расходы потребителей выросли на 11,5% относительно первого летнего месяца.

В целом в мегаполисах после июньского провала расходов ситуация начала выправляться. По сравнению с июнем расходы жителей миллионников выросли на 5,9%. А относительно июля прошлого года рост оказался более скромным и составил +2,5%.

Потребители из городов с населением от 500 тысяч до миллиона продолжили сокращать свои расходы и в июле вслед за июньским резким скачком трат вниз. По итогам июля сокращение составило -3% относительно первого летнего месяца. А в разрезе года падение составило -7,2%, что с учетом накопленной инфляции дает общее сокращение повседневных трат почти на 15%.

В городах с населением от 100 тысяч человек падение расходов замедлилось в июле относительно июня и составило -0,5%. Однако в разрезе года рост расходов в этом типе городов по-прежнему остается ощутимым +12,8%.

 

Доходные группы 

Изрядно сократив свои расходы в июне, в середине лета представители средне- и высокодоходных групп решили изменить тактику повседневных трат. В обеих группах рост расходов в июле относительно предыдущего месяца составил +1,4%. Таким образом, в разрезе года среднедоходники нарастили свои расходы на +4,5%, а высокодоходники на +6%.

Зато низкодоходники, резко начав экономить в июне, продолжили эту тенденцию и в июле, хотя и меньшими темпами. Так, по итогам июля сокращение расходов в низкодоходной группе составило -1,9%, что полностью совпало с показателем июля прошлого года. То есть годовое изменение оказалось равно нулю.

 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 23 000 россиян, 9 000 домохозяйств в 95 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

 

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81, pressa@romir.ru

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены