В последний летний месяц российские потребители продолжили демонстрировать режим экономии, сократив свои расходы по сравнению с предыдущим месяцем на 2%. Относительно августа прошлого года рост расходов составил всего 0,7%, что несопоставимо скромно с накопленной инфляцией в 6,9%. Таким образом, «очищенные» от инфляции расходы россиян оказались даже ниже значений 2012 года. Средний чек уже семь месяцев подряд сохраняет минимальные значения, что на фоне сокращения расходов говорит о том, что потребители реже ходят в магазины. Доля продовольственных товаров в общей корзине повседневных затрат россиян после резкого скачка в июле до 67% опять вернулась в серединной отметке в 50%. Но в этом, видимо, нет заслуги сознательной экономии потребителей на продуктах, и объяснение кроется в сезонном снижении цен, в частности на овощи и фрукты.
По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе скан-панели домохозяйств *Romir Scan Panel, в августе текущего года повседневные расходы россиян сократились относительно июля на -2%, продолжив тем самым тренд летнего потребительского спада. В разрезе года расходы россиян в августе показали рост всего на 0,7% (см. График 1).
График 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – август 2016.
100% = январь 2012 года
Источник: Romir Scan Panel, август 2016
Таким образом, показатели августовской потребительской активности наших соотечественников оказались далеки от нулевой месячной инфляции, рассчитанной Росстатом. Годовой рост объема расходов также оказался несопоставимо низок по сравнению с накопленной за год инфляцией в 6,9%.
В итоге реальные, то есть «очищенные» от инфляции, расходы россиян по итогам августа по-прежнему сохранили значения, ниже трех предыдущих лет. Более того, августовский показатель реальных расходов оказался даже ниже нулевой точки отсчета в январе 2012 года, опустившись до отметки в 98% (см. График 2).
График 2. Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – август 2016.
100% = январь 2012 года
Источник: Romir Scan Panel, август 2016
В предыдущие годы также наблюдался летний спад в потребительской активности россиян. Однако обычно, достигнув дня в июне-июле, в августе происходила плюсовая коррекция. В этом же году такого не произошло, и в августе кривая индекса продолжила движение вниз. Это говорит о том, что россияне продолжают экономить, перекраивая свои бюджеты в целях удержания повседневных расходов на максимально низком уровне.
Средний чек уже семь месяцев подряд сохраняет минимальные значения, что на фоне сокращения расходов говорит о том, что потребители теперь реже ходят в магазины. Доля продовольственных товаров в общей корзине повседневных затрат россиян после резкого скачка в июле до 67% опять вернулась в серединной отметке в 50%. Но в этом, видимо, нет заслуги сознательной экономии потребителей на продуктах, и объяснение кроется в сезонном снижении цен на овощи и фрукты. Таким образом, россияне смогли потратить больше на непродовольственные товары, которые, кстати, в августе подорожали на 0,4% (по данным Росстата). Однако совокупные расходы остались на уровне июня и июля.
Города и регионы
Самыми экономными в августе показали себя жители Центрального федерального округа. По сравнению с июлем они сократили свои расходы почти на 10%. Весомую долю в такого рода экономию внесли москвичи, которые показали падение объемов повседневных затрат на -4,7% относительно июля. Жители северной столицы тоже в августе сократили свои расходы относительно предыдущего месяца – на -5,3%. Однако экономия питерцев никак не отразилась на общей картине расходов жителей северо-запада, где объем повседневных трат в августе оказался равным предыдущему месяцу.
В целом жители миллионников, как и потребители обеих столиц, показали сокращение расходов в августе, хотя и чуть более скромное – на -1,6%. Однако если москвичи в разрезе года увеличили свои расходы почти на 1%, а питерцы – почти на 6%, то жители остальных миллионников относительно августа прошлого года показали снижение расходов почти на -5%.
Жители пятисоттысячников сменили двухмесячное сокращение расходов их ростом в августе на 3,9%. Однако годовой тренд снижения продолжается. Относительно августа прошлого года в городах этого типа жители сократили свои расходы на -6,9%.
В городах с населением от 100 до 500 тысяч человек сокращение расходов продолжается все лето. Август не стал исключением, показав очередное падение на -3,1%. Однако в годовом разрезе расходы в малых городах продолжают расти. Так, по сравнению с прошлогодним августом затраты жителей стотысячников выросли на 9,3%. И это единственный показатель, превосходящий накопленную инфляцию.
Доходные группы
В августе расходы россиян в различных доходных группах нарушили тренды предыдущих летних месяцев. Если в июне-июле средне- и высокодоходники наращивали объемы расходов, то в августе они показали их снижение. Россияне со средними доходами сократили свои расходы на -1,4%, а высокодоходники - на -3,5%. Потребители же с низким доходом в августе немного увеличили свои расходы в отличие от предыдущих летних месяцев, показал рост на 0,6%.
Кстати, на те же 0,6% низкодоходники увеличили свои расходы и в разрезе года. Среднедоходники в августе текущего потратили столько же, как и в августе прошлого года, то есть изменение оказалось равно нулю. Высокодоходники относительно прошлого августа свои расходы увеличили на 3,8%, однако этот показатель почти вдвое не дотягивает до накопленной инфляции.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 35 000 россиян, 13 500 домохозяйств в 181 городе с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 988 60 81, pressa@romir.ru