Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

498 рублей потратил в августе 2016 года среднестатистический российский горожанин за один поход в магазин

В августе средний чек похудел относительно июльского показателя на 12 рублей или на 2,4%, остановившись на отметке в 498 рублей. Средний чек сократился и в разрезе года, потеряв относительно прошлогоднего августа 52 рубля или 9,5%. С учетом накопленной инфляции в 6,9% можно говорить о сокращении чека более чем на 16% за год. Сильнее всего средний чек сдал позиции в миллионниках, включая обе столицы. Продолжается снижение величины чека во всех торговых каналах, но особенно ощутимые потери несут гипермаркеты, где за год чек сократился почти на четверть.

 

Индекс «Среднего чека», как и другие индексы - потребительской активности (ИПА) и «Кофе с Молоком» (КсМ) - рассчитывается основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Информация о покупках, поступающая в режиме онлайн от 35 000 покупателей в 180 городах с населением от 10 тысяч человек, позволяет видеть не только категории и объем товаров повседневного спроса, которые покупают россияне, но и отслеживать динамику затрат горожан в абсолютном (денежном) и процентном выражении.

В прошедшем августе средний чек похудел относительно июльского показателя на 12 рублей или на 2,4%, остановившись на отметке в 498 рублей. То есть средний чек в августе фактически сравнялся с майским (497 руб.) или с февральским (499 руб.). Тренд низкого среднего чека, напомним, продолжается уже семь месяцев подряд. Средний чек похудел и в разрезе года, потеряв относительно прошлогоднего августа 52 рубля или 9,5%. С учетом накопленной инфляции в 6,9% можно говорить о сокращении чека более чем на 16% за год.

Карта 1. Показатель среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.

Показатель среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.

Источник: Romir Scan Panel, август 2016

После падения среднего чека в феврале текущего года до отметок двух-трехлетней давности, но при растущей потребительской активности фиксировалась тенденция так называемого активного шопинга. Покупатели посещали большее количество торговых точек в поисках лучших ценовых и продуктовых предложений, одновременно оставляя на кассе меньшие суммы. Но увеличение  количества посещаемых магазинов в итоге все же приводило к общему росту повседневных расходов россиян.

В летние месяцы общие расходы, провалившись в июне относительно мая, расти перестали. А в августе, напомним, было зафиксировано сокращение на 2% относительно предыдущего месяца. При столь низком среднем чеке и его продолжающемся сокращении можно делать вывод о том, что россияне теряют интерес к покупкам. А при нулевой официальной инфляции за август можно логично говорить и о сокращении единоразовых трат россиян при походе в магазин.

График 1. Динамика среднего чека по федеральным округам, в рублях.

Динамика среднего чека по федеральным округам, в рублях.

Источник: Romir Scan Panel, август 2015 - август 2016

Средний чек в августе похудел практически во всех регионах за исключением  Дальнего Востока, где чек после июльского провала на 15% в последний летний месяц прибавил те же 15%. В остальных регионах колебания величины чека оказались не такими резкими.  Так, в Сибири он почти не изменился относительно июля, похудев всего на 1 рубль. В Поволжье, на северо-западе и в Южном ФО средний чек потерял 1,3-3%. Самые сильные сокращения чека в августе были зафиксированы в Центральном ФО (-4%) и на Урале (-5%).

В сокращение среднего чека в центре  страны основную лепту, видимо, внесла Москва, где средний чек за месяц снизился на 3,3% - с 663 рублей в июле до 641 рубля в августе. За год столичный чек потерял почти 10%, снизившись с отметки в 710 рублей.

Сокращение среднего чека в Санкт-Петербурге на 6,4% за месяц не столь сильно сказалось на общей картине округа. Тем не менее, чек в северной столице в августе получил значение в 638 рублей, опять немного уступив московскому. За год питерский чек потерял более 10%, снизившись с 714 рублей.

В целом тенденция по снижению среднего чека в годовом выражении на 10% характерна для миллионников и стотысячников. В городах с населением от 500 тысяч до миллиона человек средний чек с августа прошлого года похудел вообще на 15%.  Относительно июля текущего года покупатели из мегаполисов сократили свои единоразовые траты на 4%. В пятисоттысячниках потребители, наоборот, в августе тратили за один поход в магазин на 2,5% больше. В стотысячниках средний чек за месяц сократился на -1,7%.

Говоря о торговых каналах, стоит отметить развивающийся плачевный тренд для гипермаркетов, где величина среднего чека неуклонно снижается с начала года. В августе средний чек в этом канале потерял еще 68 рублей или 8,3% относительно июля. За год же его сокращение составило -23,4%, то есть почти четверть. Таких низких значений среднего чека в гипермаркетах не фиксировалось никогда ранее.

Супермаркеты тоже несут потери в величине среднего чека. Минус 24 рубля за месяц или -6,5% относительно июля. Годовое сокращение чека в этом типе торговых каналов составило -16%. В дискаунтерах и магазинах традиционной торговли по итогам августа потери в размере среднего чека составили всего 1 и 5 рублей соответственно. Однако в разрезе года величина среднего чека в дискаунтерах получила коррекцию в -12%, а в магазинах традиционной торговли -20%.

 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 35 000 россиян, 13 500 домохозяйств в 181 городе с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81,

pressa@romir.ru

 

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены