Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета статистического индекса – дефлятора, отражающего реальные изменения общего уровня цен на товары и услуги за определенный период. Основой для расчета являются данные о реально совершенных покупках по реальным ценам, поэтому дефлятор фактически демонстрирует среднестатистическую личную инфляцию каждого потребителя. По итогам прошедшего августа дефлятор, как и инфляция от Росстата, показал нулевое изменение относительно предыдущего месяца. Хотя накопленные значения двух индексов с начала года по-прежнему сохраняют почти двукратную разницу – личная инфляция по-прежнему обгоняет официальную. В августе дефлятор показал нулевой рост, т.к. цены существенно не менялись, но именно относительно июля, когда они уже повысились.
Официальный индекс инфляции, предоставляемый Росстатом, является не столько статистическим, сколько экономико-политическим показателем. Это было доказано, в том числе, нобелевским лауреатом Кристофером Симсом. Разработанная им методика «векторной авторегрессии» доказывает влияние временных изменений в политике на макроэкономику, т.е. фактически вскрывает зависимость между изменением процентных ставок центробанков и уровнем инфляции. Таким образом, официальные показатели инфляции можно считать объективными с некоторыми ограничениями.
В основе расчетной методики лежат данные о реальных ценах и реальном потреблении россиян, полученные при помощи панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Сложному многофакторному анализу подверглись более 10 млн. покупок, фактически совершенных жителями российских городов в 2008-2015 годах. По результатам анализа была построена структура потребления российских домохозяйств, определены товарные группы с высокой степенью пенетрации**, в каждой из которых были выбраны отдельные товары (SKU***) с максимальной пенетрацией. Всего было отобрано 156 наименований в категориях продукты питания, промтовары, лекарства, корм для домашних животных, алкоголь и табак.
Для установления корректных пропорций между различными категориями товаров были проанализированы фактические объемы потребления по различным категориям за период с 2008 по 2014 год, после чего произведен расчет пропорций объемов и стоимости продуктов. При расчете дефлятора также используются среднемесячные цены на услуги ЖКХ и бензин.
*(Подробнее с методикой расчета дефлятора можно ознакомиться по запросу).
В прошедшем августе Росстат зафиксировал нулевую месячную инфляцию (0,01%) относительно июля. Дефлятор, как индекс личной инфляции, по итогам августа тоже фактически оказался нулевым, показав почти неуловимый рост относительно июля в 0,04% (см. Диаграмму 1). Однако накопленные с начала года значения инфляции и дефлятора по-прежнему сохраняют почти двукратную разницу. (см. Диаграмму 2). Так, официальная накопленная инфляции, по версии Росстата, за 8 месяцев года составила 3,9%, а дефлятор за аналогичный период накопил 7,3%. В июле, напомним, наблюдалась аналогичная картина.
Диаграмма 1. Ежемесячное сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). Август 2015 – август 2016.
Источник: Ромир, Romir Scan Panel, Росстат
Диаграмма 2. Сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). По годам. *Данные за август 2016 года.
Источник: Ромир, Romir Scan Panel, Росстат
Разница значений показателей официальной и личной инфляции объясняется различием в расчете индексов. В частности, дефлятор опирается на реальные траты россиян, т.е. реальные цены, которые потребители платили за услуги и товары. Именно поэтому в кривой дефлятора были зафиксированы скачки в январе и июле, как реакцию на резкое повышение цен. Напомним, что в первом месяце года резко выросли цены на товары в связи с расширением продуктовых санкций и ростом курсов валют. В июле же скачок дефлятора спровоцировало повышение тарифов на услуги ЖКХ.
В августе дефлятор показал нулевой рост, т.к. цены существенно не менялись, но именно относительно июля, когда они уже повысились. То есть в августе россияне заплатили за товары и услуги столько же, сколько и месяцем ранее.
Действительно, как видно из Диаграммы 3, тарифы на услуги ЖКХ в августе скорректировались относительно июля на 0,1%, бензин на 0,2%. Товары, в основном в связи с сезонностью, даже в среднем немного подешевели – на -0,1%. Эти факторы и дали, в общем, почти нулевую динамику для индекса личной инфляции.
Диаграмма 3. Дефлятор реальных потребительских цен на ЖКХ, бензин и товары (в % к предшествующему периоду). Август 2015 – август 2016.
Источник: Ромир, Romir Scan Panel
В свете того, что общие потребительские расходы в августе сократились на 2%, можно говорить о том, что пока россияне борются с ростом цен путем элементарного сокращения расходов. То есть они реже ходят в магазины, сохраняя уже полгода средний чек на минимальном уровне. Нарушить планы по личной экономии россиян может прогнозируемая Центробанком так называемая «картофельная инфляция».
Уже сегодня можно утверждать, что прошлогоднего сценария в текущем году не случится. Напомним, что по итогам 2015 года личная инфляция наших соотечественников за счет усиленной экономии оказалась ниже показателя инфляции официальной. Оставшиеся месяцы текущего года могут довести дефлятор до результата прошлого года, тогда как официальная инфляция имеет шансы сохранить значения докризисных 2011-2013 годов.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 35 000 россиян, 13 500 домохозяйств в 181 городе с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
** Пенетрация (распространенность товарной группы) – определяется как % от всех домохозяйств, зарегистрировавших покупку данной товарной группы в течение месяца.
*** SKU (Stock Keeping Unit) - ассортиментная позиция, единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки, одной емкости.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 988 60 81, pressa@romir.ru