Начало осени ознаменовалось резким оживлением потребительской активности. Россияне по итогам сентября увеличились свои расходы сразу на 4,8%. А годовой рост ежедневных трат в 6,3% оказался почти равен накопленной за период инфляции. Такого потребительского рвения не наблюдалось уже давно. Рост показали все регионы, но особенно Центральный во главе с Москвой. Расходы выросли во всех типах городов, но особенно в пятисотысячниках. Среди различных доходных групп стоит отметить средний класс, который неожиданно сменил стабильную экономию на повышенные расходы и в разрезе месяца, и по сравнению с прошлым годом. Россияне возвращаются в магазины. Об этом свидетельствует и внезапно оживившийся средний чек. После более чем полугодичного пребывания на отметках трехлетней давности чек в сентябре сразу резко прибавил 7%.
По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе скан-панели домохозяйств *Romir Scan Panel, прошедший сентябрь стал на редкость урожайным в плане повседневных расходов россиян. Давно не фиксировалось подобного единодушного роста ежедневных затрат наших соотечественников. Рост показали все регионы, все типы городов, все доходные группы. И даже дремавший на минимальных отметках в последние месяцы средний чек показал уверенный рост. Но обо всем по порядку.
Итак, по итогам сентября общие расходы россиян выросли на 4,8%, что с лихвой перекрывает месячную инфляцию, рассчитанную Росстатом в размере 0,2%. И даже к сентябрю прошлого года рост расходов россиян составил 6,3%, что практически совпадает с накопленной инфляцией в 6,4%.
График 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – сентябрь 2016.
100% = январь 2012 года
Источник: Romir Scan Panel, сентябрь 2016
Таким образом, реальные, то есть «очищенные» от инфляции расходы россиян в сентябре полностью совпали с аналогичным показателем сентября прошлого и позапрошлого годов. То есть не смотря на положительную динамику, по «чистым» объемам расходов текущий год по-прежнему отстает от трех предыдущих и особенно от 2013 (см. График 2).
График 2. Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – сентябрь 2016.
100% = январь 2012 года
Источник: Romir Scan Panel, сентябрь 2016
Остается надеяться, что минувший август, действительно, стал дном, оттолкнувшись от которого нас ждет только рост и рост. Но это покажут замеры ближайших месяцев. Пока же можно констатировать, что в отличие от 2015 и 2014, когда в сентябре наблюдался спад покупательской активности, а этом году в сентябре как раз произошло оживление.
И лидерами этого роста можно назвать жителей центрального федерального округа во главе с москвичами. Причем на редкость активно в ежедневных тратах в начале осени себя показали представители среднедоходной группы. Показательно также, что в сентябре наконец-то оживился средний чек, который почти полгода находился на отметках трехлетней давности. Россияне опять возвращаются в магазины.
Города и регионы
Итак, потребители центральной России увеличили свои ежедневные траты в сентябре относительно августа сразу на 11,6%. Правда, в разрезе года рост их расходов оказался вдвое меньшим (5,8%). Очевидно, весомый вклад в такую динамику затрат жителей ЦФО внесли москвичи, которые в сентябре увеличили свои расходы на 13% относительно августа. Годовой рост ежедневных трат жителей столицы составил также впечатляющие 11,2%.
А вот на северо-западе и в северной столице сложилась обратная ситуация. В округе по итогам сентября расходы потребителей увеличились на 3,2%, а в Питере – рост оказался вообще скромным – всего 0,8%. Зато в годовом выражении питерцы показали увеличение ежедневных трат на 7,8%, а округ в целом – на 10,2%.
Отметим, что в сентябре относительно предыдущего месяца расходы росли в Поволжье (+2,6%) и на Урале (+8,5%), но зато снижались в южном регионе (-5,2%) и в Сибири (-5,4%). При этом обратная картина наблюдалась в соответствующих округах в разрезе года. Так, относительно сентября 2015 в южном ФО расходы жителей выросли на 7,3%, а в Сибири и на Дальнем Востоке – на +17,9%. А вот в Приволжском ФО и на Урале относительно показателей годичной давности расходы сократились на 3%.
В целом рост расходов был зафиксирован во всех типах городов. Однако самыми расточительными себя показали жители крупных городов с населением от 500 тысяч до миллиона человек. Там в сентябре относительно августа расходы выросли на 8,2%. На такую же величину расходы в этом типе городов увеличились и относительно сентября прошлого года.
А вот потребители из миллионников в разрезе месяца смогли преодолеть инфляцию, показав рост расходов в 0,8%, но увеличение их трат с сентября прошлого года (4,2%) до накопленной за год инфляции не дотянуло. Похожая ситуация сложилась и в стотысячниках. Месячный рост расходов жителей малых городов составил 1,6%, что, безусловно, значительно выше показателя инфляции. Но в разрезе года рост повседневных затрат на 3,2% до накопленной инфляции не дотягивает ровно вдвое.
Доходные группы
В сентябре наиболее расточительными себя показали россияне со средними доходами. Относительно августа они потратили на 7,3% больше. А по сравнению с сентябрем прошлого года их повседневные расходы увеличились на 8,9%. Среднедоходников можно по праву считать драйверами общего сентябрьского роста.
Россияне с высокими доходами в сентябре относительно августа также показали хорошее увеличение своих ежедневных трат – на +3,6%. Однако в разрезе года рост оказался почти неуловимым и составил 0,8%.
Если в августе низкодоходники показывали рост своих расходов, то в сентябре они опять придержали кошельки. Относительно августа они сократили свои расходы на -0,6%. Хотя по сравнению с сентябрем прошлого года их расходы даже немного обогнали инфляцию, показав рост на 6,8%.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 35 000 россиян, 13 500 домохозяйств в 181 городе с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 75 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 988 60 81, pressa@romir.ru