Минувший сентябрь оказался урожайным для всех потребительских показателей. Вот и индекс Кофе с Молоком (КсМ) продолжил рост, начатый месяцем ранее. В сентябре показатель КсМ достиг отметки в 937 п.п., что на 4,5% больше августовского значения. Относительно сентября прошлого года КсМ вырос на 5%, что не дотягивает до накопленной за период инфляции в 6,4%, согласно расчетам Росстата. Тем не менее, можно говорить о том, что по своим номинальным значениям индекс Кофе с Молоком в сентябре оказался на одном из наиболее высоких значений за годы наблюдений. Рост КсМ в сентябре был обеспечен в первую очередь за счет покупки в повышенных объемах кофе и шоколада. Правда, в разрезе года объемы несколько уменьшились, но ситуацию спасли выросшие цены, что и обеспечило рост Индекса относительно прошлого года. Кофе с Молоком в Москве показал еще более бодрый рост более чем на 10% за месяц. Даже при выросших ценах на ингредиенты Индекса жители столицы купили их в повышенных объемах, особенно шоколад.
Индекс «Кофе с Молоком» (КсМ), рассчитывается, как и уже ставший традиционным Индекс потребительской активности (ИПА), на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме онлайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 35 000 участников скан-панели в 181 городе России с населением от 10 тыс. жителей.
Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться «от хорошей жизни», в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством.
Таким образом, ингредиенты индекса «Кофе с Молоком» являются, по сути, элементарным набором «простых удовольствий». Примечательно, что ценовой показатель «Кофе с Молоком» в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс «Кофе с Молоком» является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.
Минувший сентябрь оказался урожайным для всех потребительских показателей. Напомним, что общие расходы россиян после многомесячной стагнации в сентябре пошли в рост, прибавив 4,8% относительно августа. Средний чек тоже поправился на 6% в сентябре по сравнению с последним летним месяцем. Вот и индекс Кофе с Молоком продолжил рост, начатый месяцем ранее. В сентябре показатель КсМ достиг отметки в 937 п.п., что на 4,5% больше августовского значения.
Относительно сентября прошлого года КсМ вырос на 5%, что не дотягивает до накопленной за период инфляции в 6,4%, согласно расчетам Росстата. Тем не менее, можно говорить о том, что по своим номинальным значениям индекс Кофе с Молоком в сентябре оказался на одном из наиболее высоких значений за годы наблюдений. Выше его показатель был зафиксирован только в декабре прошлого года и марте текущего (см. Диаграмму 1). Тяга к простым удовольствиям у россиян возвращается. Кофе и шоколад из своего рациона потребители исключать пока не намерены.
Диаграмма 1. Динамика Индекса «Кофе с Молоком». Январь 2012 – сентябрь 2016
Источник данных: Romir Scan Panel, сентябрь 2016
Рост индекса КсМ в разрезе месяца был обеспечен такими факторами, как увеличение доли домохозяйств, которые покупали кофе (+2%) и шоколад (+5%). При этом при почти неизменных ценах на ингредиенты Индекса, за исключением воды (-10,7%), выросли объемы покупки самых важных удовольствий. Кофе россияне купили в сентябре на 5,4% больше, чем месяцем ранее, а шоколада – на 13,6% больше.
Годовым же ростом Индекс в основном обязан, как раз наоборот, росту цен даже при некотором сокращении объемов. Так, цены на молоко за год выросли на +5,7%, на кофе – на +11,2%, а на шоколад – на +19,2%. Объемы покупки молока (-8,7%) и кофе (-10,9%) относительно сентября прошлого года россияне сократили. Однако увеличились объемы покупки шоколада – на +3,8%, а также воды – на +15%.
Таким образом, можно говорить о том, что уже второй месяц подряд, соскучившись по кофе и шоколаду, россияне наращивают их потребление, покупая их больше. Относительно прошлогоднего сентября рост индекса простых удовольствий обеспечивается, в первую очередь, за счет роста цен, особенно на кофе и шоколад. Тем не менее, даже растущие цены не мешают россиянам покупать шоколада все больше.
В Москве рост индекса Кофе с Молоком по итогам сентября оказался еще более мощным, чем в целом по стране. Напомним, что и общие расходы москвичей в сентябре выросли на 13% относительно августа, и средний чек за месяц подрос почти на 10%. Вот и КсМ в первый осенний месяц показал в столице рост на 10,4%, поднявшись до отметки в 1130 п.п. Правда, в разрезе года рост столичного Индекса оказался скромнее, чем в среднем по стране, и составил 2,2%.
В целом, можно говорить о восстановлении Индекса в столице после летнего провала. Однако на фоне многолетних наблюдений показатель последнего месяца в вопросе простых удовольствий остается где-то на серединных значениях прошлого и текущего года (см. Диаграмму 2).
Диаграмма 2. Динамика Индекса «Кофе с Молоком» в Москве. Январь 2012 – сентябрь 2016
Источник данных: Romir Scan Panel, сентябрь 2016
Итак, рост КсМ в Москве оказался возможен благодаря росту пенетрации, особенно по кофе (+6%) и шоколаду (+13%). То есть больше семей приобрели эти продукты в сентябре, чем месяцем ранее. Но в еще большей степени на рост индекса в столице повлияли, безусловно, выросшие цены на кофе (+11,9%), молоко (+4,1%) и шоколад (+3,1%). При этом москвичи объемов покупки этих категорий не сократили. В сентябре они купили больше и кофе (+2,9%), и шоколада (+14,8%).
А вот в разрезе года рост оказался более скромным из-за компенсационных процессов – сокращение объемов на фоне роста цен. Так, относительно сентября прошлого года жители столицы купили меньше кофе (-11,3%), молока (-11,4%) и шоколада (-1,3%). Таковой, видимо, можно назвать реакцию на выросшие цены на эти ингредиенты Индекса. За молоко москвичи платили в минувшем сентябре на +9,4% больше, чем годом ранее. Цены же на кофе и шоколад за год в столице выросли на 13%.
То есть в целом мы видим, что москвичи еще находили ресурсы для того, чтобы себя побаловать Кофе с Молоком в холодном и дождливом прошедшем сентябре. Но относительно года предыдущего объемы простых удовольствий все же сокращаются.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 35 000 россиян, 13 500 домохозяйств в 181 городе с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 988 6081, pressa@romir.ru