Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Растет все

Россияне показали повсеместное увеличение повседневных расходов

В прошедшем октябре продолжилась тенденция по росту повседневных расходов, начавшаяся в сентябре. Причем этот рост в целом оказался даже более бурным, чем месяцем ранее. Так, по итогам октября общие расходы наших соотечественников на товары повседневного спроса выросли на 8,6% относительно сентября, что с лихвой превосходит месячную инфляцию в 0,4%, по данным Росстата. Годовой рост также оказался выше накопленной за период инфляции в 6,1% и составил 7,1% относительно октября прошлого года. Таким образом, впервые за многие месяцы реальные расходы россиян сравнялись с аналогичными показателями 2013 года. Средний чек продолжил рост и в октябре, хотя и чуть скромнее, чем в сентябре. Доля продуктов питания в общей корзине повседневных товаров в октябре оказалась на уровне 55% после 54% в сентябре. Все это говорит о том, что к россиянам вернулся покупательский аппетит.

По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе скан-панели домохозяйств *Romir Consumer Scan Panel, в октябре продолжилась тенденция по росту повседневных расходов, начатая россиянами в сентябре. Причем этот рост в целом оказался даже более бурным, чем месяцем ранее.

Так, по итогам октября общие расходы наших соотечественников на товары повседневного спроса выросли на 8,6% относительно сентября, что с лихвой превосходит месячную инфляцию в 0,4%, по данным Росстата. Годовой рост также оказался выше накопленной за период инфляции в 6,1% и составил 7,1% относительно октября прошлого года.

График 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – октябрь 2016. 

Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – октябрь 2016.

100% = январь 2012 года 

Источник: Romir Scan Panel, октябрь 2016 

Таким образом, реальные, то есть «очищенные» от инфляции, расходы россиян в октябре впервые за многие месяцы не только превысили аналогичные показатели 2012 и 2015 годов, но также сравнялись с недостижимыми доселе значениями 2013 года, уступив только показателю 2014 года (см. График 2). Тогда, напомним, на фоне галопирующих курсов валют россияне начали  скупать продукты и бытовую химию, чтобы месяцем позже переключиться на автомобили и крупную бытовую технику.

График 2. Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – октябрь 2016.

Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – октябрь 2016. 

100% = январь 2012 года 

Источник: Romir Scan Panel, октябрь 2016 

В целом октябрьское поведение Индекса покупательской активности в этом году оказалось в рамках ежегодного тренда. Как видно из графика 1, в октябре расходы россиян росли всегда относительно сентября, за исключением 2013 года, когда они остались на уровне предыдущего месяца. Но темпы роста расходов, продемонстрированные покупателями в прошедшем октябре после не менее урожайного сентября, укрепляют надежду, что, возможно, дно кризиса потребления, действительно, было пройдено в августе. И теперь начинается новый виток развития.

Если в сентябре в некоторых регионах или доходных группах еще фиксировалось снижение затрат относительно предыдущего месяца, то в октябре рост расходов оказался повсеместным. Средний чек продолжил рост и в октябре, хотя и чуть скромнее, чем в сентябре. Доля продуктов питания в общей корзине повседневных товаров в октябре оказалась на уровне 55% после 54% в сентябре. Все это говорит о том, что покупательский аппетит вернулся к россиянам.

Города и регионы

Если в сентябре драйверами роста повседневных расходов выступили жители Центрального федерального округа во главе с москвичами, то в октябре пальму первенства по росту расходов перехватили Северо-Запад (+14,6%) и Сибирь с Дальним Востоком (+12%). Причем и в разрезе года эти регионы также показали самый большой рост – в СЗФО +17,3% и в Сибири и на Дальнем Востоке +22%.

Отметим, что весомый вклад в рост расходов на северо-западе страны внесли жители Санкт-Петербурга, увеличившие свои расходы в октябре на 14,4% относительно сентября, когда рост, напомним, был минимальным. И относительно октября прошлого года расходы питерцев увеличились на 15,3%. А вот москвичи, судя по всему, нарастив свои расходы уже в сентябре, в октябре показали чуть более скромный рост. Так относительно сентября повседневные затраты жителей столицы выросли на +3,6%, а относительно октября прошлого года – на +8,3%. Но в любом случае, это хороший рост, уверенно превосходящий показатели инфляции.

В целом в Центральной России расходы потребителей в октябре показали рост на 6,4% и в разрезе месяца, и в разрезе года.  Подобная ситуация сложилась и в Южном ФО – рост более 6% за месяц и за год. А вот в Приволжском ФО и на Урале по итогам октября был зафиксирован рост расходов на 5-7%, однако в разрезе года роста не случилось. Относительно октября 2015 года потребители Поволжья сократили свои расходы на -5,6%, а уральцы – на -9,9%. 

В целом рост расходов продолжился во всех типах городов, и особенно в миллионниках, где за месяц жители потратили на 13,7% больше, чем месяцем ранее. Лидировавшие по росту расходов в сентябре пятисоттысячники в октябре снизили темпы роста до 4,8%. Зато жители стотысячников резко свои расходы увеличили в октябре после скромного роста в сентябре – до 8,9%.

Однако в разрезе года лидерами роста расходов (+8,3%) себя показали себя жители городов с населением 100-500 тысяч человек. В пятисоттысячниках жители тоже потратились несколько больше (+4,8%), чем годом ранее. Однако этот показатель, увы, не дотягивает до накопленной за год инфляции.  Ниже официального уровня роста цен оказался и рост расходов в миллионниках (+3,7%).

Доходные группы 

Если в сентябре россияне с низким доходом демонстрировали сокращение расходов относительно предыдущего месяца, то в октябре они крупно раскошелились. За месяц расходы низкодоходников увеличились на +9,6%, хотя относительно октября прошлого года роста практически не получилось – всего +0,6%.

Зато среднедоходники и высокодоходники продемонстрировали абсолютные идентичные показатели роста и в разрезе месяца, и в разрезе года. Так, россияне со средними доходами показали в октябре рост расходов на 7,5% и относительно сентября, и по сравнению с октябрем прошлого года. Аналогичная ситуация наблюдалась и в высокодоходной группе, только с показателем в +9,1%.

 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 35 000 россиян, 13 000 домохозяйств в 180 городе с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

 

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 75 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81, pressa@romir.ru

Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены